Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
21.01.31

Календарные бои, или Доступно о Юлианском и Григорианском календарях

Календарные споры не утихают много лет. На тему нового и старого церковного календаря дискутируют и специалисты, и простой народ. Кто же на самом деле прав в этом споре?

25 декабря католики и еще 11 из 15-ти Православных Церквей (кроме Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской) празднуют Рождество Христово. Календарные споры бушуют с момента их возникновения и до сего дня. На тему нового и старого церковного календаря дискутируют как специалисты, так и простой народ. Народ наш горяч и порывист в отстаивании своих убеждений, а потому некоторые в ходе дискуссий доходят до решимости даже на костер взойти, лишь бы не отказаться от той календарной традиции, к которой они привыкли.

Однако же в христианстве нет учения о сакрализации какого-то летоисчисления, но есть ряд других факторов, и на них следует обратить внимание. Давайте разбираться.

Для начала обозначим, что упомянутые одиннадцать Православных Церквей живут по Новоюлианскому календарю, тогда как весь западный мир – по Григорианскому. Это два принципиально разных календаря, просто их даты будут полностью совпадать до 2800 года. Я понимаю, что столь далекие времена нам вообще недоступны, и никто не знает, доживет ли до них наш мир, но все же они имеют различные принципы вычисления.

В христианстве нет учения о сакрализации какого-то летоисчисления, но есть ряд других факторов, и на них следует обратить внимание.

Юлианский календарь был введен указом Юлия Цезаря в 45 г. до Р. Х., а разработали его александрийские астрономы во главе с Созигеном. По мнению некоторых исследователей, изначально традиция празднования Нового календарного года возникла в Месопотамии, приходилась она на весеннее время и была посвящена верховному богу Мардуку. Со временем она перекочевала к грекам, а там и к римлянам, где была закреплена соответствующим распоряжением Цезаря. Согласно юлианскому календарю год состоит из 365,25 суток. 1 января, как начало года, было выбрано не просто, ведь именно в этот день римские консулы вступали в должность. Точкой отсчета летоисчисления был признан 747 г. до Р. Х. – дата основания Рима.

Переход на исчисление лет «от Рождества Христова» произошел в VI веке. И случилось это так.

В позднеримский период летоисчисление велось от начала царствования императора Диоклетиана, т.е. от 284 года. На основании этой точки отсчета составлялись и пасхальные таблицы. Изменения случились при папе Иоанне I, который поручил монаху Дионисию Малому составить новые таблицы празднования Пасхи. Тот, пользуясь александрийскими пасхалиями, не захотел вести счет от нечестивого императора, ведь Диоклетиан все-таки вошел в историю как гонитель христиан.

Однако, например, копты до сих пор Пасху вычисляют именно от диоклетиановой эпохи. Нельзя сказать, что это плохо, так как она и у них именуется «эрой мучеников» – напомним, что в последние два года своего царствования Диоклетиан воздвиг «Великое гонение».

Итак, Дионисий Малый вводит летоисчисление «от воплощения Христа», которое постепенно становится общепринятым. Но стоит сказать, что в своих вычислениях он допустил ошибку и, исходя из дат сопутствующих событий, Спаситель родился в интервале между 12-4 гг. до Р. Х., как бы необычно это ни звучало. От себя хотелось бы сказать, что данный факт не должен никого смущать, так как христиане всегда делали акцент не на точной датировке рождения Христа, а на его спасительном, вселенском значении.

К слову, 25 декабря/7 января также не является именно тем днем, когда наш Господь появился на свет. Это число было выбрано в качестве замены распространенного языческого празднования в честь бога Юпитера.

Между 284 и 322 гг. была составлена александрийская пасхалия, как раз на основании юлианского календаря, которая и стала в итоге общепринятой.

Я не зря упомянул именно александрийские пасхальные таблицы, так как с ними связаны древние споры о дате празднования Пасхи, имеющие отношение и к нашей проблеме. Напомним, что споры эти возникли в конце II и продолжались практически до IV века. Малоазийские Церкви, с центром в Эфесе, праздновали Пасху вместе с иудеями, т.е. 14 нисана, а остальные – в первое воскресенье, следующие сразу за 14 нисана. Эти разногласия привели даже к схизме. Не вдаваясь в подробности, стоит сказать, что между 284 и 322 гг. была составлена александрийская пасхалия, как раз на основании юлианского календаря, которая и стала в итоге общепринятой. Эта традиция была закреплена постановлениями I Вселенского собора, после которого св. император Константин Великий, отсутствовавшим епископам написал следующее:

«Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано было лучшим, праздновать оную всем и везде в один день… ибо что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения… К сему нужно присоединить и то, что в деле толико важном и при совершении столь торжественного богослужения весьма неприлично оказывать несогласие».

Папа Григорий XIII ввел Григорианский стиль, по которому теперь живет весь мир. Фото: eadaily.com

В общем в данном вопросе с того времени все жили не тужили больше тысячи лет, пока папа Григорий XIII в 1582 году не решил исправить погрешности юлианского календаря. Именно он ввел Григорианский стиль, по которому теперь живет весь мир. Согласно вычислениями понтифика год состоит из 365,2425 суток. В итоге к концу XVI столетия разница между календарями скопилась в 10, а на сегодня – в 13 дней.

Однако, помимо упомянутых летоисчислений, есть еще научное понятие годового цикла. Как мы помним, годом называется период времени равный приблизительно одному обращению Земли вокруг Солнца. Я говорю приблизительно, так как и здесь есть свои нюансы. Все зависит от того, что принимать за точку отсчета. Существуют сидерический (или звездный), тропический, аномалистический и драконический года. Наиболее популярными являются звездный и тропический, на них и остановимся.

Итак, звездный год определяется на основании видимого годичного оборота Солнца в небесной сфере относительно неподвижных звезд и составляет 365,2564 суток. Тропический же вычисляется по промежутку времени между двумя следующими друг за другом прохождениями Солнца между точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2422 суткам. Несложные вычисления позволяют говорить, что сидерический год более точен, ведь у него изменения в продолжительности за сто лет в сутках составляет +0,11x10-6, тогда как этот же показатель в тропическом годе равен –6,16x10-6.

Достаточно произвести несложные исчисления, чтобы понять, что Юлианский календарь более точен.

А теперь, когда мы сравним Юлианский и Григорианский календари со звездным годом, то увидим, что они отличаются от него, соответственно, на 0,00175% и 0,0038%. Вот и получается, что Юлианский календарь более точен. Когда папа Григорий XIII ввел свое летоисчисление на Западе, то на это последовала незамедлительная реакция со стороны православного Востока. В 1583 году в Константинополе созывается собор, в постановлении которого есть такие слова:

«Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучён от Церкви Христовой и собрания верных».

Теперь, уже разобравшись с Григорианским календарем, Православная Церковь прожила еще чуть более четырехсот лет, пока астроном Белградского университета Милутин Миланкович в 1923 году не разработал Новоюлианское летоисчисление в качестве более совершенной альтернативы Григорианскому. Не вдаваясь в вычислительные подробности, отметим, что дабы избежать погрешности, Миланкович свой календарь построил не на 400-летнем, а на более сложном 900-летнем цикле. В нем (в отличие от Григорианского, где високосными считаются годы, порядковые номера которых делятся без остатка на 4) високосными являются также еще и годы, которые при делении на 900 в остатке дают 2 или 6 (2000, 2900, 3800 и т.п.).

Получается, что за 400 лет в Григорианском календаре насчитывается 303 простых и 97 високосных года, а в Новоюлианском, за 900 лет, соответственно, – 682 и 218. Расхождение в одни сутки между этими летоисчислениями набежит за 43500 лет и, как я уже отметил вначале, до 2800 года они полностью будут совпадать.

Константинопольская, Элладская, Кипрская, Румынская и Польская Церкви перешли на Новоюлианский календарь в 1924 году, Александрийская – в 1929, Антиохийская – в 1948, Болгарская – в 1968. Для Греции, Болгарии и Румынии календарная реформа не обошлась без, так называемых, старостильнических расколов, некоторые существуют и до сих пор. Однако Пасху, как и раньше, все Церкви вычисляют по Юлианскому летоисчислению, ведь перевод пасхалии на Григорианский стиль порождает ряд аномалий как, например, исчезновение Петро-Павловского поста.

                                                                * * *

Естественно, что разницы между Григорианским и Новоюлианским календарями простой народ не знает. Да и в принципе, сегодня она является лишь теоритической и никак не отражается на практике, а потому эти два летоисчисления фактически смешиваются и воспринимаются как одно. Поэтому, мне кажется, стоит прислушаться к словам митрополита Антония (Вадковского):

«Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино. Позволение одним из православных чад отделиться от нас в церковной практике и идти в согласии с инославными, при всей кажущейся пользе и без различия догмата, может иметь в будущем нежелательные и даже пагубные последствия для благосостояния Вселенской Церкви и может послужить оружием в руках ее врагов, которые под предлогом якобы интересов православных народов, издавна ополчаются на вселенское единство».


Источник