14 декабря 2014 г. духовник ХКО «Курень Каширинский», настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца отец Спиридон организовал для своих казаков паломническую поездку в Михайло-Афонскую Закубанскую общежительную пустынь, известную также под названием Казачьей Лавры. Группа собралась в количестве 12 человек из них 5 казачат. В 7.30 утра каширинские казаки во главе с отцом- настоятелем прибыли к святому месту, помолившись в полном составе за Божественной Литургей, возглавляемой настоятелем монастыря игуменом Герасимом. После богослужения отец Герасим любезно пригласил казаков на братскую трапезу и выказал большую радость, связанную с данным паломническим визитом, возглавляемым его давним другом отцом Спиридоном. Отец Спиридон в свою очередь поблагодарил отца игумена за столь радушный прием, и озвучил желание, и в дальнейшем организовывать подобные паломничества, еще большим составом, дабы развивать глубокую любовь к Богу у казаков, которая является основой казачьего самосознания, и укреплять взаимоотношения между современными казачьими обществами и Русской Православной Церковью. После трапезы монахом обители иеродиаконом о. Михаилом была проведена интересная и познавательная экскурсия по территории монастыря. Затем о. Спиридон провел казаков к святому источнику Пантелеимона Целителя, где они смогли набрать святой воды, а также окунуться в купели. После купания казаки с духовником поднялись на гору к восстановленной Преображенской часовне, где было пропето величание Преображению Господню. Следующим этапом паломничества стало посещение пещерного храма, расположенного в витиеватых лабиринтах, проделанных в горе, на которой стоит монастырь. Далее казачатам Максиму Исакову и Игорю Хробостову монахи разрешили подняться на колокольню Троицкого собора и позвонить в колокола. Казаки на себе почувствовали Божию благодать этого уникального монастыря. То же подтверждает история его появления, развития и восстановления.
Создание этой святой обители связано с жизнью и деятельностью монаха Афонского монастыря архимандрита Мартирия, который после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и последующих политических событий, прибыл на Кубанскую землю. Высказанная им по приезду идея создания на Кубани монастырского комплекса нашла неограниченную поддержку в среде местного казачества. Уже в 1878 г. началось строительство Михайловского храма, названного так в честь Архангела Михаила, небесного покровителя ктитора возводимого монастыря, наместника императора на Кавказе, брата государя, Великого князя Михаила Николаевича Романова. Основу убранства первого храма, будущей Казачьей Лавры, составили предметы утвари походной казачьей церкви. В последующее время монахами и казаками были построены: Успенский собор (самый крупный в монастырском комплексе), Троицкий собор (здание которого сохранилось до наших дней), Александровская церковь. Для обеспечения жизнедеятельности монастыря были построены монашеские общежития, хозяйственные дворы для разведения скота (монахи на подворье содержали даже более десятка верблюдов, привезенных из Казахстана), были устроены пруды, в которых разводили рыбу. Кроме того была построена гостиница, предназначенная для проживания паломников. Хозяйственная жизнь монастыря была настолько развита, что позволяла содержать всю братию и прибывающих в большом количестве в монастырь паломников. Согласно монастырским записям иногда на трапезах присутствовало до 5 тыс. человек. Позже монахами на вершине ближайшей горы была построена Преображенская церковь, внизу которой располагался святой источник (действующий и в наши дни). Под монастырем также была создана разветвленная сеть подземных ходов, прорубленная братией в горной породе. Согласно преданию часть подземных коридоров и помещений была создана еще в IX в. и являлась древним христианским храмом, в котором существовали монашеские кельи. Все обустройство и развитие происходило при монахе Мартирии, который являлся настоятелем Михайлово-Афонской пустыни. Монастырь пользовался особым почетом у кубанских казаков. Они часто посещали его, вносили большой вклад в обустройство обители, жертвовали всевозможные средства на его развитие, охраняли от опасностей. Престарелые казаки нередко постригались в монахи и уходили доживать свой век в ограде обители. За большую популярность в казачьей среде, монастырь прозвали Казачьей Лаврой.
Судьба монастыря сложилась таким образом, что по происшествию недолгого времени после смерти его основателя и многолетнего настоятеля о. Мартирия, произошла Октябрьская революция 1917 г., повлекшая за собой известные события. Это привело к запустению Казачьей Лавры, монахи из-за гонений уходили в горы, в подземный храм, но строения оставались определенное время нетронутыми. Главной причиной тому было то, что инфраструктура монастыря обеспечивала жизнедеятельность, проживающего вблизи населения. Даже во время фашистской оккупации, храмовые здания остались невредимыми. Однако после Великой Отечественной войны большая часть монастырского комплекса была разрушена богоборческой властью. По сути дела осталось только здание Троицкого собора, в стенах которого расположили библиотеку. Из остатков разрушенного Успенского собора в 1947 г. построили школу. Но преобразования не пошли на пользу живущему в окрестностях населению, из близлежащего поселка Победа происходил отток населения, место приходило в запустение.
Воле Господней было угодно, чтобы историческое провидение повторилось снова, пусть и в ином виде. Новую жизнь Михайлово-Афонскому монастырю дало Возрождение кубанского казачества, начавшееся в конце 1989 г. В 1991 г. казаки воссозданного Майкопского отдела смогли добиться у властей Республики Адыгея передачи в их ведение части территории и остатков строений некогда процветающего монастырского комплекса. Началось его постепенное восстановление. Вскоре сюда на постоянное послушание переселилась группа монахов из 5 человек. Воссоздание святыни сопровождалось многими лишениями и препятствиями. Заросли старые тропы, вновь прокладываемые сильно размывала непогода. Обеспечение водой было связано с большими сложностями, так как ближайший источник был в 1,5 км. Из-за плохой дороги монахи до недели сидели без еды. Часто происходили сбои с подачей электроэнергии. За сбор дров в лесу для отопления, местные предприниматели подавали на монахов в суд и угрожали физической расправой. Так совпало, что первый после запустения монастыря настоятель при постриге получил имя Мартирий. После него нелегкую ношу настоятельства в Пустыни взял на себя ныне ее возглавляющий игуменГерасим.
Основные успехи в восстановлении Михайлово-Афонской пустыни на сегодняшний день связаны с его именем. Братия монастыря значительно разрослась. Был отреставрирован Троицкий собор, в котором сегодня проводится основные Богослужения. Из новых материалов и в уменьшенном виде были воссозданы копии Успенского собора, Михайловского собора, Александровской церкви. Возсоздана Преображенская часовня, проложены тропы к источнику, который, кстати, пользуется славой исцеления от различных недугов. Так по рассказу одного из казаков (Исакова Александра), участвующего в нашей паломнической поездке, его знакомый, благодаря купанию в святом источнике, вылечил парализованные ноги.
Необычная и интересная судьба монастыря, является доказательством того, что выбранное в XIX в. Афонским монахом Мартирием место, поистине священно и излучает Божественную благодать.
Казаки Каширинского куреня выражают искреннюю благодарность своему духовнику о. Спиридону за организацию этой насыщенной, интересной, просветляющей паломнической поездки. Мы рады, что у нас есть такой энергичный, умный, радетельный духовный наставник, который точно знает истинные жизненные ценности казаков. В преддверии дня ангела нашего Батюшки, мы желаем ему долголетия, крепости духовной и физической, успехов в его церковных и мирских делах, счастья его родным и близким.
Виктор Шевченко, казак Каширенского куреня