Священник Геннадий Емельянов
Пастырское слово. Разговор о проблемах современного общества
По благословению высокопреосвященного АНТОНИЯ Митрополита Сурожского
Мы переживаем такой период церковной истории, когда народ как бы жаждет пророческого участия Божия в своей судьбе. Множество нестроений внешнего характера, развитие внутри-церковных апостасийных явлений многих приводит в уныние, а потому надежда на чудо, на чудесное избавление от всяких бед так будоражит воображение. Но церковная история не выстраивается в соответствии с нашими о ней представлениями, она самобытна и богохранима, а потому и требует сознательного духовного труда для своего постижения.
В наше время далеко не каждого привлекает такой труд, а потому и создается благоприятная почва для некоторых околоцерковных людей, мнящих своим личным участием, собственным волевым усилием привести православных ко спасению, а также для всевозможных спекуляций на религиозных чувствах верующих.
Цель нашей работы — показать на конкретных примерах, насколько опасным искушениям подвергается душа, ищущая соприкоснуться со всяким чудом, без попыток его духовного осмысления.
В служении Богу мы находим источник утешения в скорбях и боремся со своими страстями, каемся в своих грехах, и очищаем душу. Молимся и перед иконами Божией Матери, заступницы нашей. Хорошо, когда наше религиозное чувство свободно и легко изливается к Ней в молитве, ничем кроме любви и духовного родства к тому не побуждаемое. Не спасительно, когда молитвенный труд приобретает в сознании современного человека весьма неопределенные очертания.
Однажды на антиглобалистской конференции в Москве в феврале 2003 года я встретился с некоей женщиной, на груди которой была икона Ченсто-ховской Божией Матери с прикрепленным к ней ящичком для сбора пожертвований. Как оказалось, эта женщина — постоянная участница крестных ходов с иконой и так глубоко вжилась в роль Ченстоховской проповедницы, что на мое замечание о сомнительном качестве самой иконы отреагировала воинственно: «Что вы, батюшка, ведь к ней же люди прикладываются».
Эко диво, «прикладываются», подумалось мне. Куда очевиднее другое: икона играет здесь роль явно второстепенную, а главное заключается в демонстрации себя в роли православной подвижницы, окрыленной идеей вовлечь как можно больше людей в поклонение Ченстоховской иконе.
Совершались крестные ходы на Руси и ранее во времена стихийных бедствий, войн, эпидемий. Свои православные святыни народ почитал и хорошо знал, потому и невозможна была подмена. Поклонение святыне не носило характер религиозных кампаний, направляемых кем-то извне, а являлось глубочайшей потребностью души. В равной степени местно-чтимые образы Богоматери являли божественное заступничество их Первообраза.
История Ченстоховской иконы далеко не так проста, как это казалось ее исследователю, гродненскому епископу Иосифу (Соколову), в позапрошлом веке. Современные сведения об иконе существенным образом расходятся с его изысканиями и требуют их переосмысления. Но об этом позже, а пока зададимся вопросом: почему три года назад «Черная мадонна» (так называют икону в Польше), являвшаяся символом борьбы с православием во времена польского восстания 1863 года, в одно мгновение вдруг стала единственной спасительницей России?
Ответ мы находим в брошюре «Непобедимая победа» (СПб, «Царское дело», 2001), где наиболее полно и последовательно изложены как «свидетельства о Ченстоховском образе Пресвятой Богородицы, рабы Божией Валентины Сизовой из-под Можайска», так и история самой иконы — по книге епископа Иосифа (Соколова), изданной в Вильно в 1881 году. Слова «свидетельств» достаточно просты и эмоциональны, а потому попробуем выяснить вопрос первостепенной важности: об источнике этих откровений.
Первое, что сразу бросается в глаза, это обилие откровений из потустороннего мира. Приведем часть из них.
«...вдруг совершенно четко мысленно слышу: "Приедешь сюда 15 раз — и твой ребенок исцелится".»
«Он говорил, что надо молиться, ежедневно читать три акафиста: Господу (я читала в основном, "воскресению Христову"), Матери Божией (через несколько дней голос во сне сказал: "Читай Спошей. Хорошо, когда наше религиозное чувство свободно и легко изливается к Ней в молитве, ничем кроме любви и духовного родства к тому не побуждаемое. Не спасительно, когда молитвенный труд приобретает в сознании современного человека весьма неопределенные очертания.
Однажды на антиглобалистской конференции в Москве в феврале 2003 года я встретился с некоей женщиной, на груди которой была икона Ченстоховской Божией Матери с прикрепленным к ней ящичком для сбора пожертвований. Как оказалось, эта женщина — постоянная участница крестных ходов с иконой и так глубоко вжилась в роль Ченстоховской проповедницы, что на мое замечание о сомнительном качестве самой иконы отреагировала воинственно: «Что вы, батюшка, ведь к ней же люди прикладываются».
Эко диво, «прикладываются», подумалось мне. Куда очевиднее другое: икона играет здесь роль явно второстепенную, а главное заключается в демонстрации себя в роли православной подвижницы, окрыленной идеей вовлечь как можно больше людей в поклонение Ченстоховской иконе.
Совершались крестные ходы на Руси и ранее во времена стихийных бедствий, войн, эпидемий. Свои православные святыни народ почитал и хорошо знал, потому и невозможна была подмена. Поклонение святыне не носило характер религиозных кампаний, направляемых кем-то извне, а являлось глубочайшей потребностью души. В равной степени местно-чтимые образы Богоматери являли божественное заступничество их Первообраза.
История Ченстоховской иконы далеко не так проста, как это казалось ее исследователю, гродненскому епископу Иосифу (Соколову), в позапрошлом веке. Современные сведения об иконе существенным образом расходятся с его изысканиями и требуют их переосмысления. Но об этом позже, а пока зададимся вопросом: почему три года назад «Черная мадонна» (так называют икону в Польше), являвшаяся символом борьбы с православием во времена польского восстания 1863 года, в одно мгновение вдруг стала единственной спасительницей России?
Ответ мы находим в брошюре «Непобедимая победа» (СПб, «Царское дело», 2001), где наиболее полно и последовательно изложены как «свидетельства о Ченстоховском образе Пресвятой Богородицы, рабы Божией Валентины Сизовой из-под Можайска», так и история самой иконы — по книге епископа Иосифа (Соколова), изданной в Вильно в 1881году. Слова «свидетельств» достаточно просты и эмоциональны, а потому попробуем выяснить вопрос первостепенной важности: об источнике этих откровений.
Первое, что сразу бросается в глаза, это обилие откровений из потустороннего мира. Приведем часть из них.
«...вдруг совершенно четко мысленно слышу: "Приедешь сюда 15 раз — и твой ребенок исцелится".»
«Он говорил, что надо молиться, ежедневно читать три акафиста: Господу (я читала в основном, "воскресению Христову"), Матери Божией (через несколько дней голос во сне сказал: "Читай Споручнице грешных") и ему самому, преподобному Серафиму.»
«Через полтора часа мне опять явился во сне преподобный Серафим Саровский и велел искать икону Божией Матери Ченстоховской.»
«Ив течение всего сна голос громко повторял: "Ченстоховская, Ченстоховская, Ченстохов-ская".»
«...вдруг мысленно слышу: "Ну что, не хотела пройти легким путем — теперь иди тяжелым: необходимо, чтобы об исцелении твоего ребенка служил молебен сам Патриарх, но молебен этот должен быть одновременно и о спасении России".»
«...я услышала в тонком сне удивительную фразу. Передать дословно я ее не могу, потому что она была сказана на каком-то очень красивом, неземном языке, но смысл ее заключался в том, что особая благодать от Державной иконы Пресвятой Богородицы переходит к Ченстоховской, ибо это — икона последних времен, и что молиться о спасении России, о даровании православного Царя необходимо перед этим образом. Конечно невозможно объяснить небесные гласы какими-то рациональными доводами. И все же нам есть о чем задуматься.» (И нам тоже — о.Г.)
«...мне было явление святого Царя и всего Августейшего Семейства, причем не во сне, и Государь сказал: "Начинай служить по чину иерейскому".»
«...мысленно услышала: "От этого дела нельзя уклониться".»
«...на мне вдруг вспыхнула кофта и, как молния, пронзила мысль: "Ты будешь гореть в адском пламени, если не доведешь этого до конца!"»
«И мне было абсолютно четкое вразумление: "Срок молебна 7 января вечером, на службе праздника в честь Собора Пресвятой Богородицы".»
И, наконец, заключительное резюме Валентины Сизовой: «Матери Божией угодно, чтобы на вечерней службе собора Пресвятой Богородицы, то есть 7 января (нового стиля), вечером, мы, православные россияне, во главе с Патриархом соборно отслужили Ей молебен о спасении России перед образом Ее Ченстоховским».
Поскольку свидетельства Валентины Сизовой уже получили распространение в среде православных, нам необходимо совершенно однозначно ответить на вопрос: «Что же это? Явление России новой пророчицы, или плод прельщенного воображения?» Поскольку одно исключает другое, то неопределенности в ответе быть не может, он должен быть честен, ясен и прост. От него можно попытаться отмахнуться, как отмахнулся протоиерей Владимир из аппарата Московской Патриархии: «Здесь ходит по сто человек на день, и все пекутся о спасении России». Понять его можно, так как поврежденных в духе людей великое множество и выслушивать их всех занятие духовно небезопасное, да и по сути безсмысленное.
Тем не менее, хорошо известно, что пренебрежение к пророчествам Иосафа Белгородского со стороны духовенства и русской интеллигенции о благодатной помощи России через иконы Песчанскую и Владимирскую, явилось, по сути, отвержением помощи Божией Матери, что трагически сказалось на исторической судьбе нашей Родины. Правильнее сказать, причиной бед оказалось не
само пренебрежение к пророчеству Иосафа Белгородского, а общее богоотступление и охлаждение к вере — вот действительная причина напастей. Боязнь повторить ошибку и заставляет нас предпринять неблагодарный труд рассмотрения свидетельств Валентины в духе святоотеческого предания, аскетического опыта святых отцов, чтобы попытаться ответить на поставленный выше вопрос.
Начнем с того, что действительные божественные откровения — явление исключительно редкое, и даются большей частью христианским подвижникам для укрепления в духовной брани с духами злобы. Неверное отношение к этому факту сопряжено с тяжелейшим духовным расстройством психики, в чем убеждает нас опыт святителя Никиты Новгородского, преподобного Исаакия и сотен других подвижников, сумевших с помощью Божией преодолеть искушения.
В нашем же случае свидетельства касаются судеб миллионов людей в православной России, что и вызывает недоумение, так как они ставят Валентину выше сотен прославленных Церковью святых, имевших по времени прозрение своих грехов, но не могущих прозреть даже собственной судьбы.
Из приведенных свидетельств видно, что как минимум одиннадцать раз Валентина получала потусторонние откровения чудесным образом, хотя, несомненно, в действительности их гораздо больше. Так что в этом отношении Валентина оставила далеко позади Серафима Саровского, который за всю свою подвижническую жизнь не сподобился такого обилия откровений.
В этой связи мне вспоминается фильм о регулярных явлениях Богоматери в Югославии (Мед-жугорье), просмотренный мною в 1982 году в Пюхтицком монастыре. Тысячи людей поднимались в гору, чтобы узреть нескольких человек, обвешанных всевозможными датчиками, сподобившихся счастья регулярно, как по расписанию, «лицезреть Богородицу и общаться» с Ней. Зрелище весьма впечатляющее, а всеобщий психоз вокруг явления заразителен.
Недавно мне попалась на глаза книжка «Поручение мира из Меджугорья», изданная в Австрии, где под видом откровений Богородицы подана слащавая протестантская болтовня.
Существует мнение, что демоны не могут принимать вид Богоматери или Спасителя. Может быть, и не могут, но дурачить простодушных и самонадеянных, пропитанных грехом людей не преминут, если Господь попустит. Чтобы определить демона нужен собственный аскетический опыт, который постепенно приобретают христианские подвижники своим смирением.
По собственным заявлениям Валентины видно, что она человек новоначальный и такого опыта не имеет, а потому, не задумываясь принимать на веру ее откровения, мы не имеем права. Безусловную веру мы имеем только Христу, Его апостолам и никому более.
Наверное каждому священнику приходилось слышать на исповеди о чудесных явлениях умерших, голосах повелевающих усиленно молиться, совершать те или иные действия. Мне, например, знакома одна женщина, которая по велению некоего голоса постоянно увеличивала свое молитвенное правило и до того дошла, что бросила работу и домочадцев, а сама высохла от бессонницы и пришла в полное помрачение ума. Чаще всего наши попытки объяснить таким людям природу этих явлений они встречают с ожесточенным внутренним сопротивлением и отторжением.
Старец Паисий Афонский рассказывал, что нередко паломники предпринимают далекое путешествие, чтобы лицезреть бесноватых, слышать как они хрюкают, рычат, кривляются. Этим они удовлетворяют свое любопытство, а если того не видят, то уезжают разочарованными. Нездоровый интерес к необычным потусторонним явлениям и является причиной многих психических расстройств, хорошо известных современным психиатрам.
И уж совсем странным кажется явление Царя Николая II его и Августейшей семьи «не во сне». Значит наяву? Валентина не уточняет. Нелепость, которую она услышала, проясняет ситуацию: поскольку служить по иерейскому чину женщина не может, значит нужно нести людям правду Божию. Ну а вещание голосов, в ее понимании, и есть та несомненная правда, так необходимая для спасения России. Круг замкнулся. Демоническая ловушка сработала безотказно.
Воспламенение кофты — это простенький демонический прием, остался незамеченным. Почему? Может быть, ангел захотел попугать Валентину, а заодно и слегка поджарить? Когда отцу Василию (Борину) из Васькнарвы (широко известному протоиерею, занимавшемуся отчиткой поврежденных в 70-80 годах прошлого века) рассказали о человеке, способном воспламенять вещи, он попросил привести его к себе, дабы на отчитке лишить его демонического дара. В данном же случае демоническое наваждение квалифицируется Валентиной как божественное указание на ее правоту. Откуда же такая гордость, как вы думаете?
А как понимать «абсолютно четкое вразумление»: вместо чтения акафиста рождеству Христову служить вместе с Патриархом молебен Ченстоховской иконе. Какая удивительная скромность, вы не находите? Причем непременно 7-го января и непременно вечером, в другое время нельзя — так голос сказал, авторитетнейший источник откровений Валентины, но выходит и наш тоже?
Ну а «удивительная фраза на неземном языке» переводящая благодать Божию с Державной иконы Богоматери, куда бы вы думали? Конечно же, на Ченстоховскую, больше деваться некуда, голос не разрешает. Ну а разрешает ли наша совесть относить подобные вещания к разряду божественных откровений? Может быть, все-таки справедливее отнести их к разряду клинических отклонений психики? Что это за «особая благодать»? Может быть, есть не очень особая или просто пустячная, надо голос спросить, может, он подскажет? Ведь говорит же он Валентине «в течение всего сна»: «Ченстоховская, Ченстоховская, Ченстоховская».
В наше время далеко не каждый вразумляется и на родном языке, а «Валентина из-под Можайска» сподобилась счастья понимать фразы на «каком-то». Каком? Впрочем, это не столь важно, главное перевести стрелку, и пусть благодать катит по другим рельсам. Так голос велел.
Как разительно расходятся по духу пророчества Иосафа Белгородского относительно икон Божией Матери Песчанской и Владимирской. Каждая строчка этих пророчеств (они приведены в первом томе воспоминаний князя Жевахова) дышит неподдельной болью за судьбы России, свидетельствует о духовном подъеме верующего народа, а главное для нас сегодня — они подтверждены нашей историей. Во время нахождения икон в Ставке действующая армия не знала поражений, а немцы тысячами сдавались в плен. Важно также заметить, что конкретных сроков пророчество не содержало. В вещаниях же Валентины указан конкретный срок: «7-го января 2000 года, вечером», иначе, по ее словам, страшные беды постигнут Россию. И что же? Москва, как известно, не провалилась под землю, а русские города не сокрушает землетрясение. Точно так же не пришел конец света по пророчествам Белого братства, которое рассеялось так же, как и возникло, унося в небытие сотни загубленных душ. Неужели эти живые примеры нашей современной истории ничему не учат?
Грустно. Может быть, наши священники настолько обнищали духом, что неспособны увидеть очевидное? Почему же молчат? Я знаю множество замечательных пастырей, готовых положить свою душу за словесных овец. Может быть, срабатывает психология известного чеховского героя «как бы чего не вышло»? Не будем гадать, дорогие, время покажет.
Впрочем не все хранят молчание. В газете «Вера» появилась глубокая трезвая статья священника Пафнутия Жукова. Приведем небольшой отрывок из нее: «В Церкви изначально существовали скрытые течения, так называемых, зилотов, то есть "ревнителей благочестия", которые время от времени взбаламучивали церковную жизнь, чтобы всем преподать пример "истинного благочестия", ревнуя не столько о Духе, сколько о внешней форме. И именно они нередко становились орудием определенных политических сил, которые, оставаясь в тени, умело их направляли, получая обильные политические дивиденды.
В письме к Тимофею апостол Павел пишет: Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии (1 Тим. 4, 7). Это далеко не лишнее предупреждение. Околоцерковные движения, движимые слухами и сплетнями о конце света, существуют столько же, сколько и сама Церковь. И пусть чтимый образ, выбранный ширмой для реализации скрытых антицерковных маневров, не введет нас в заблуждение. Никто не спорит, что акафист и молебен образу Ченстоховской Богоматери можно отслужить для душевной пользы. Но на пользу послужит это только тем приходам, где богослужение не будет связано с некоей извне законспирированной акцией, поскольку в движении ревнителей зреет реальная опасность внедрения в христианскую жизнь принципов той "православной демократии", которая стремится подменить собой теократическое церковное управление и может не только дать повод для нареканий на Церковь, но и привести к расколу. Поэтому сказано: "Жены ваши в церквах да молчат" (1 Кор. 14, 34).
Духовные пастыри не должны ходить на поводу у пустозвонов, которых хватает на каждом приходе. Они должны иметь обо всем суждение не душевное, а духовное; им не подобает колебаться вслед за каждым порывом ветра. И когда в Церкви возникают те или иные смущения, связанные с некими пророчествами не от Писания, на священство ложится особая ответственность. Об этом следует сказать прямо: грех тому, кто стремится сделать своих духовных пастырей вождями той самой "православной демократии" или, того хуже, лидерами партизанской борьбы с гражданской властью или собственным Патриархатом. Именно поэтому духовное пастырство требует особой духовной мудрости и истинного смирения».
Все познается в сравнении, но желание приобщиться к чуду застилает глаза, не дает осмыслить происходящее. Ну а сам воспаленно-восторженный тон вещаний Валентины, не оставляющий ни тени сомнения, разве не настораживает? Думается подлинная причина доверия укрывается в подспудном желании собственный нелегкий духовный труд подменить упованием на чудо, которое само собой изменит действительность. К сожалению, подобное умонастроение довольно широко распространено.
Может возникнуть вопрос — разве демон может заботиться о спасении России и наших душ? Конечно, нет, но создать видимость такой заботы, навеять ложные образы, прельстить воображение может. Как гласит народная мудрость: «Пожалел волк кобылу — оставил хвост да гриву». Нельзя с человеческими мерками подходить к оценке демонической активности ибо демон отец лжи и перехитрить его никому не удавалось, а потому только благодать Божия сохраняет нас от демонического обольщения и ничто более, никакое умствование. Поэтому стяжание Духа Божия, по слову Серафима Саровского и является целью христианской жизни. Никакие обходные тропинки, какими бы они не казались короткими и заманчивыми не способны привести в Царство Небесное. Узкую тропку спасения открывает смиренномудрие, терпеливое несение своего креста по жизни. Ох, как непрост этот путь! Но все святые отцы единодушно свидетельствуют, другого пути нет. Может быть и нам не стоит искать иных, а довериться святоотеческому опыту? Вопрос, который мы поставили в начале пусть каждый разрешит самостоятельно. Каким бы поврежденным не было наше духовное сознание иного пути к нашему сердцу не существует.
Но если вопрос о «свидетельствах» Валентины достаточно ясен и духовная оценка их в святоотеческой традиции однозначна, то над историей самой Ченстоховской иконы стоит всерьез задуматься. Отличить правду от лжи здесь весьма непросто и далее мы с Божией помощью сделаем попытку распутать основные узлы противоречий, завязанных реальностью.
А теперь давайте рассмотрим историю Ченсто-ховского образа по известным нам источникам. Наиболее подробно и обстоятельно она описана епископом Иосифом (Соколовым) в конце позапрошлого века. Желающие познакомиться с ней могут обратиться к указанной выше брошюре издательства «Царское дело» либо к первоисточнику.
Вкратце история иконы такова. По преданию икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. В 66 году во время римского нашествия на Иерусалим была спрятана христианами в пещере близ города Пеле. Через триста лет христиане вручили ее в знак благодарности и усердия в вере святой царице Елене, которая перевезла икону в Константинополь. Это событие произошло 19 марта по новому стилю и является днем ее почитания доныне. В середине девятого века об иконе свидетельствует патриарх Фотий и очень высоко оценивает ее духовно-художественные достоинства. Предположительно название иконы «Матерь Слова», но безусловно не Ченстоховская. Икона была передана Кириллу и Мефодию патриархом Фотием для благословения и просвещения славянских народов. В десятом веке икона оказалась в городе Белзе (Галиция). В 1340 году польский король Казимир III реквизировал икону и множество других святынь, захватил Галицию. В 1377 году Владислав Ополь-ский перевез икону в Львов. В 1382 году князь-отступник отправил икону в Виленскую область, центр латинства. 9 августа 1382 года остановился в селе Ченстоховы на Ясной горе. Поставил на ночь икону в храме Успения Богородицы, но утром забрать ее не смог. С этого времени икона принадлежит латинскому ордену паулинов и окончательно утрачивает свое первоначальное название, становится Ченстоховской.
Особо обращаем внимание на факт смены названия иконы и утраты первоначального названия.
В 1430 году монастырь разграбили революционно настроенные последователи Яна Гуса, икона была расколота и серьезно повреждена. В 1466 году монастырь снова захватили чехи, после погрома икона была отправлена в Краков на реставрацию. Латинский монастырь пережил три пожара в 1654, 1690, 1890 годах. В 1960 году икона вновь отправлена реставрацию. В 1717 году икона коронована нунцием папы Климента XI, а сами монахи от себя короновали икону польским гербом. В 1796 году папа Пий VI предоставил монастырю на «вечные времена» право продажи индульгенций (отпущение грехов) всем, кто восемь праздников в году побывает на службе. В 1817 году папа Пий VII в день столетия коронации иконы дал отпущение грехов на 100 лет вперед всем пришедшим и приехавшим.
Во дни польского мятежа 1863 года, монастырь становится центром мятежников, печатаются медали с изображением Ченстоховского образа и надписью «Боже избави наш край» (от русских).
Теперь, когда нами установлен факт полной утраты названия православной святыни с момента ее пленения латинянами обратимся к другим источникам, недоступным епископу Иосифу и свидетельствующих об утрате и самой иконы, некогда принадлежавшей православным.
«...Можно сказать, что как памятник византийской и древнерусской живописи Ченстоховская икона в настоящее время не существует. В 1434 году она была фактически написана заново на старой доске. Под ныне существующей живописью, как показали исследования реставратора Р. Козловского нет ни малейших остатков первоначальной живописи. Даже грунт наложен на доску заново. Только после наложения нового грунта иконописцы смогли написать икону заново» (История древнерусского искусства М. «Наука», 1972 год, стр. 316-321).
«Вид древнего оригинала не сохранился. Икона, которая теперь находится в монастыре Ясной горы в Польше «перемалевана» в 1434 году на западный манер. Икона стала католической святынею, однако почитается в православной церкви (Шедевры украинской иконописи XII-XIX столетий, «Мистецтво, 1992, стр. 176).
«... по свидетельству Петра Ринуса (1523 г.) реставрация иконы была проведена в Кракове при дворе короля Владислава Ягеля. Художники накладывали несколько раз новые краски, но они не держались и быстро сплывали. Сегодня нам известно, что трудности этих реставраторов исходили из того, что они писали темперными красками на образе, выполненном восковой техникой (эн-каусто). Не сумев справиться с задачей, художники соскребли с древесной основы остатки первоначального письма и написали заново. На местах сабельных порезов на лике Божией Матери резцом были обозначены следы варварского деяния...» (Ясная гора. Святилище Богородицы стр. 6. Италия Narni-Terni 1992 г.)
Валерий Мельников, корреспондент газеты «Новосибирские епархиальные ведомости» сообщает: «Ченстоховскую икону накануне 1000-летия Крещения Польши решили реставрировать и сняли ризу. Пришла мысль сделать рентгеноскопию, так как всех настораживал невизантийский стильписьма. Анализ показал, что это новодел 15 века, сделанный на более древней доске. Высказалось предположение, что настоящая икона была настолько повреждена гуситами, что пришлось ее писать заново. Отсюда и странный вид — попытка латинских иконописцев сделать лик под византийский, но дух-то свой латинский не спрячешь. Рана от стрелы татар или от меча гуситов (есть две версии), написана краской — это по всей Польше известный факт. Так что в XIX веке, когда казаки взяли Ченстоховскую крепость, настоящей иконы там не было, а отдали им поляки такую же, ново-написанную, которую поставили в Казанский собор Санкт-Петербурга. На Украине есть множество списков с Ченстоховской иконы, которые очень непохожи на польскую, хотя польская, возможно, старее этих списков. К этой большей древности обычно апеллируют поклонники иконы. Но тут срабатывает не то, что древнее, а то, что РОДНЕЕ. В коллективной народной памяти все-таки сохранился настоящий образ, и с него постоянно делались новые списки. Даже польскую Черную Мадонну наши иконописцы изменили под византийский стиль и такой список очень распространен. Внешне очень похожа на Черную Мадонну (облачением и коронкой), а лик совсем другой. Кстати, тот вариант иконы, который распространяется по России — это список сделанный в начале 50-х годов прошедшего столетия, когда с иконы сняли ризу для реставрации.»
Давайте теперь поразмышляем, можем ли мы сегодня игнорировать факт утраты православной святыни, засвидетельствованный независимыми друг от друга источниками, принадлежавшими не только разному времени, но и разным историческим эпохам? Почему Петру Ринусу, жившему в 16 веке мы должны верить менее, чем свидетельствам «рабы Божией Валентины из-под Можайска» в 21 веке?
Но даже если бы этих исторических свидетельств не существовало, то остается несоответствие Ченстоховской иконы издревле почитаемым на Руси иконам Богоматери, соответствующих совсем иному Ея образу и сохранивших по ошибке более позднее название Ченстоховской. И эта разница как раз свидетельствует о различных древних источниках православия и латинства. Это тоже исторический факт, как же можно закрыть на это глаза?
Кроме того дошедшие до нас раннехристианские иконы действительно выполнены воском в технике энкаусто (например, икона «Богоматерь Спилиотисса», в греческом монастыре «Великая пещера» на Пелопонессе) потому-то и не удалась реставрация иконы, так как к 15 веку эта техника была утрачена. Это тоже косвенно подтверждает подлинность исторических свидетельств приведенных источников.
На Руси еще сохранились барельефные иконы 17-18 века, только не из воска, но выполненные традиционной резьбой по дереву, например, Параскевы Пятницы в Александро-Невской Лавре. Так древняя традиция трансформировалась в православной России.
В латинстве же наоборот, икона стала настолько земной, реалистичной, что появились объемные муляжи святых, например, полностью объемная фигура Святителя Николая в одноименном храме в г. Бари.
Кроме того, у латинян фигуры святых, в том числе Божией Матери, выполняются как сувениры из полупрозрачной пластмассы, внутри помещается лампа, подобные «иконы» включаются в розетку и используются в качестве ночников. В православной традиции это выглядит кощунством, а у латинян рядовое явление, что свидетельствует об их полном духовном упадке.
Может показаться невероятным, что факт утраты православной святыни ускользнул от такого добросовестного исследователя как епископ Иосиф. Но в его время книга Петра Ринуса уже являлась библиографическим раритетом и вполне могла быть ему недоступной. Кроме того латиняне отнюдь не заинтересованы, по вполне понятным причинам, афишировать факт утраты православной иконы, а если учесть несколько погромов Чен-стоховского монастыря и пожаров, в которых вполне могли сгореть исторические документы по реставрации 15 века, то вполне вероятно епископу пришлось довольствоваться более поздними источниками, что и привело к ошибке.
Необходимо также заметить, что свои святыни латиняне старательно оберегают от чужих глаз в отличие от православных. Та же Ченстоховская икона скрыта полотном и открывается редко, а мощи святителя Николая в Бари отделены от храма огромной кованной металлической решеткой, так как в свое время были просто украдены из Мир Ликийских.
Но нас более интересует сама Ченстоховская икона из монастыря на Ясной горе. Объективности ради не побоимся гневных откликов ее почитателей в адрес Бориса Полевого й процитируем небольшой отрывок из его книги «896 километров до Берлина»:
«В темноте храма, пропахшего воском и мышами, виднелись несколько монашеских фигур, стоявших в молитвенных позах. Они созерцали икону, но выражение лица у ближайшего к нам немолодого коренастого розовощекого монаха было отнюдь не молитвенное, а какое-то восторженно-возбужденное.
Наш провожатый поставил нас в отдалении от иконы.
— Глядите на нее, глядите и старайтесь ни о чем не думать. Забудьте, где вы, кто вы и зачем вы здесь. Просто стойте и смотрите. — Брат Сикст уже проветрился по дороге. Говорил связно и даже напористо.
Я начал было дремать, но что это? Раскрыл глаза. Икона, во всяком случае, лик и рука Богородицы будто бы покрылись туманом, растаяли, а потом из тумана стало прорисовываться другое лицо: округлое и совсем юное.
Оно проступало не сразу, как бы отдельными частями — сначала губы, брови, потом нос, глаза, прядь волос, выглядывавшая из под оклада. И вот уже совсем иной образ смотрел на нас из искрящейся бриллиантами ризы. Оклад, риза, ребенок — все это осталось, как было раньше, а вот сама Богородица неузнаваемо изменилась.
Она не была похожа ни на одну из известных богородиц или мадонн, не напоминала ни одну картину итальянского Возрождения, и если что-то и роднило ее с теми образами, то это черты человеческой чистоты. Это была смуглая девушка ярко выраженного восточного типа, девушка лет пятнадцати, шестнадцати. Здоровье, физическое и духовное, как бы проступало сквозь смуглоту кожи. Продолговатые глаза, большие, миндалевидные, несколько изумленно смотрели на нас, а пухлые, неплотно сомкнутые губы вызывали отнюдь не религиозные эмоции. Мне почему-то пришло в голову, что девица эта походила на Суламифь, и не из Библии, а в интерпретации известного рассказа Куприна.
Кто-то тихо пожал мне локоть. Николаев смотрел на меня, и лицо у него было несколько растерянным.
— Ты что-нибудь видел?
— А что?
— Чертовщина какая-то.
Мы оглянулись. Сикст стоял возле все в такой же позе и, как казалось, даже дремал. Фигуры монахов будто растаяли...
Когда возвращались в свои кельи, Николаев вдруг спросил:
— А что ты видел?
Я ответил и спросил, что видел он.
— Молоденькая, пухлявая, лет шестнадцати? Красивая девчонка? Все как надо: и брови, и зубы, и губы. Хороша?
— Да?
— Вот что, — сказал он решительно, — Давай зайдем еще раз глянем. Может там у них какой-нибудь секрет. Может, проекционный аппарат, через который они туманные картинки наводят. Ведь она не сразу появилась, да? А вроде бы из тумана?.. Религия у них хитрейшая, фокусники, мастера стряпать всякие там реликвии.
Храм был пуст. Мерцали свечи, сверкали драгоценные камни. Пожилая женщина со шрамом на щеке прижимала к себе ребенка, похожего на куклу. Осмотрели все, что было напротив икон, обшарили колонну, никаких отверстий, откуда можно было бы бросить на икону луч, не нашли. Может быть, это отверстие ловко закрывалось? Я подставил спину. Николаев влез на нее, ощупал колонну. Отверстия не было.
Но тогда почему же мы увидели одно и тоже? Или нас загипнотизировал этот монах, глаза у него действительно пронзительные не по возрасту. Но он же вроде бы дремал, на нас не смотрел. Да и стоял не напротив нас, а рядом».
Вот такая история. Ничего удивительного в ней нет. Если бы офицеры творили в себе Иисусову молитву, история имела бы иное окончание.
Серафим Роуз, уже будучи монахом, побывал с туристами на Цейлоне, где местный маг вызвал массовую галлюцинацию и охотники за чудесами увидели себя на подплывающем к острову теплоходе. Иисусова молитва, творимая Серафимом повергла фокусника наземь и прекратила спектакль.
Показной мистицизм сомнительного свойства — характерная черта латинства, внешний легкодоступный эффект прельщает людей, не имеющих понятия о подлинном христианском опыте.
Ибо путь к нему узок, скорбен и не может быть спрограммирован, как в описанной ситуации с иконой. Судя по рассказу Б. Полевого наместник монастыря Сикст весьма поднаторел в преображении иконы и был уверен, что осечки не будет. Да и название иконы Ченстоховская ( в переводе с польского «часто скрывающаяся») уж очень подходит к непритязательной ситуации, в которой оказались наши простодушные офицеры.
Какое отношение имеет к этим фокусам латинская святыня мы не знаем, но заметим, что надругательство над православными иконами не проходит безнаказанно — тому в истории множество примеров.
Сам факт утраты в 15 веке иконы, написанной евангелистом Лукой по новому позволяет взглянуть на историю Ченстоховской иконы и сделать весьма важные выводы, а также объяснить, почему славянские иконы в Белоруссии, России и Украине с этим названием так разительно отличаются от современной Ченстоховской иконы в монастыре ордена паулинов.
История иконы в 15 веке раздваивается. Православная святыня исчезает, но поклонение ей остается под другим названием, более поздним, а собственное название утрачивается. В то же время появляется латинская икона, дающая свое название православной, хотя латинский новодел духовно отличен от предыдущей иконы н не имеет к ней отношения. Ситуация явно не ординарна и если с подачи «Валентины из-под Можайска» возникает массовое почитание латинской святыни среди православных, то латинский прозелитизм может праздновать победу.
Отец русского монашества Феодосии Печер-ский оставил нам прекрасное сочинение «О вере христианской и вере латинской», в котором он ни разу не назвал латинян христианами. Вплоть до 17 века религиозное сознание православных свято хранило эту традицию и не только благодаря обрядовым различиям. Называть латинян христианами было рискованно. Сегодня духовные учебные заведения не учат духовно различать эти понятия. Что касается мирян, то заметно еще большее повреждение, время делает свое дело.
Теперь вернемся к упомянутой брошюре «Победа Непобедимая» издательства «Царское дело». На страницах 47-53 рассказывается о чудотворных иконах Ченстоховских в России и на Украине. Мы уже указали на разные первоисточники Ченстоховских икон Богоматери и не подвергаем сомнению подлинность изложения материала в главе «Русская слава Ченстоховской Богородицы ». А вот вывод издателей после краткого описания жития блаженного иеромонаха Феофила, служившего молебны у Ченстоховского образа Богоматери в Киево-Печерской Лавре необоснован. «Чья же подгоняющая палка подвигнет ныне нерадивых и маловерных встать на общую молитву пред Ченстоховским образом Матери Божией?» (стр. 60) Так чья же? Может быть «Валентины из-под Можайска»? Издательства «Царское дело»? Или Иоанна Павла II из Ватикана, который уже засвидетельствовал свое удовлетворение молитвами православных у символа латинской Польши о спасении России?
Вопросы эти не праздные, так как могут далеко завести, если не дать им принципиальную оценку.
В качестве примера приводим выдержку из бе-рорусской газеты «Церковное слово» № 5 за 2003 год о «святом Шарбеле».
«Святой Шарбель был монахом-маронитом. Марониты — это представители христианской церкви в Сирии, в пределах Ливанских гор, состоящей в унии с Римо-Католическим костелом.
При жизни Шарбель ничем особенным не выделялся. Последние 25 лет жизни провел в полном одиночестве. Монах маронитского монастыря умер в 1898 году возрасте 70 лет. Мощи Шарбеля, обнаруженные вскоре после захоронения, считаются чудотворными, они выделяют розоватую жидкость-сукровицу.
Изданная в Могилеве брошюра "Феномен святого Шарбеля или Приобщение к чуду" (изд-во "Народный доктор", тираж 100 тыс. экз.) взбудоражила, к сожалению, многих людей. Возникают вопросы и у православных верующих. В брошюре приведено множество чудес, когда, посредством манипуляции с портретом, люди избавлялись от своих недугов: кто-то от грыжи, кто-то от боли в голове, кто-то от язв на ногах.
Люди падки на чудо. Но что происходит после того, как человек получил исцеление, что меняется в его жизни? Он радуется и веселится, он пропагандирует эти брошюрки. Демон может дать человеку исцеление в обмен на его расцерковление, на его соблазн. Он просто может временно ослабить воздействие других бесов, чтобы человек попался в большее искушение».
Совершенно очевидно, что Россию может спасти только сама Матерь Божия, если будет на то воля Ее Божественного Сына. А почитаемых православными икон Божией Матери у нас достаточно, в том числе и ошибочно носящих название Чен-стоховских. Так что нет нужды усугублять историческую путаницу и основываясь на откровениях поврежденной психики или стремлениях хозяина Ватикана особо выделять латинскую святыню, явно выпадающую из ряда чудотворных православно почитаемых икон Богоматери, и отдавать ей предпочтение.
Предупреждаем еще раз — это духовно небезопасно.
И потом, почему «Победа Непобедимая»? Вообще слово «победа» в русском языке конкретно относиться к какому-либо определенному событию и исключает характер тенденции, предрасположенности. А потому название «Победа непобедимая» звучит как «масло немасленное» и явно неудачно.
Но это этимологические тонкости, а нетерпеливого читателя, наверное, мучит вопрос — так нужно ли молиться у Ченстоховской иконы о спасении России или нет? Говоря евангельским языком — «Дамы или не дамы». Ответим на него также, по-евангельски — пусть демоническое останется демону, а Божие воздадим Богу.
Иными словами, в тех приходах где сложилось ранее почитание Ченстоховского образа Богоматери (несмотря на историческую ошибку названия) не имеющего общего духа с латинским образом того же названия почитание оправданно и необходимо как и иных образов Богоматери в нашей церкви.
Почитание и выделение из ряда икон Божией Матери собственно Ченстоховского образа из монастыря на Ясной горе или его списков латинского происхождения с подачи новоявленной пророчицы «Валентины из-под Можайска» — двойная духовная нелепость, которая не только не приведет к «спасению России», но и чревато самыми серьезными последствиями для собственного спасения.
Мы не тщим себя надеждой, что столь простой и ясный вывод может убедить человека, ставшего на скользкий путь «православной демократии». Практика духовной жизни свидетельствует, что принцип — «упремся — разберемся» обратного хода не имеет ибо прельщается дух.
На февральской антиглобалистской конференции в Москве мне пришлось встретиться с пропагандистом еще одной «спасительной» иконы «Русь воскресающая».
Можно понять полковника медицинской службы, который сделал анализ крови на кровоточащей иконе и убедился, что кровь женская и имеет II группу. Впечатляет. Ну, а мне запечатлелся некий архимандрит который ходил по территории Троице-Сергеевой Лавры и навязчиво раздавал пузырьки с мироточением и кровоточением, пытаясь непременно всех помазать.
В перерыве конференции двое священнослужителей независимо друг от друга предупредили этого врача — «искателя приключений» об опасности, но когда я уходил из зала, то заметил толпу вокруг полковника, рассказывающего о невероятных чудесах от иконы. Что ж, вольному — воля.
Когда приехал в Петербург, то мне преподнесли еще одну «спасительную икону», Косиновская называется. Сквозь облако какая-то женщина с выпученными глазами протягивает руки. Аж дрожь берет.
Какая-то мода сейчас на спасительные иконы, но ко спасению ли? Сколько их еще появится?
Как-то позвонил мне рассерженный о. Александр (Чураев), ченстоховский почитатель из храма Тихвинской иконы Божией Матери. Ну, а почему бы с тем же усердием не читать акафист Тихвинской иконе Божией Матери? Чем она хуже латинской Ченстоховской? Слов нет, сегодня гораздо легче собрать приход вокруг некой новой «спасительной» идеи, чем смиренно молиться у прославленных святынь.
Всякая басня нынче выглядит привлекательнее, чем стройная каноничность православных традиций, требующая неусыпной духовной работы над собой. Ее плоды ощутимы вполне лишь в перспективе, а развлечение духа сиюминутно, не требует напряжения сил. Болезнь эта не нова, но перспектива ее безрадостна.
Коль скоро мы стали столь духовно немощны не лучше ли нам не искать новых святынь и всевозможных чудес. Не лучше ли чтить и хранить уже давно известные? Не полезнее ли сохранить в своей душе упование на милость Заступницы рода христианского? Погрязнув во лжи наше сознание не вернется к правде, ложь станет традицией и тогда никакие силы не возмогут ее преодолеть. Вот в чем главная опасность почитания лжеикон и лжемощей — это безвозвратный путь в бездну.
Весьма показательна церковная история Армении, где арианская ересь укоренилась, так как Армения была отрезана персами от христианского мира. Когда блокада прошла духовенство и миряне не нашли в себе духовных сил к преодолению ереси, хотя многие и понимали ее ошибочность. Смена поколений в ложной традиции привела к укоренению лжи, хотя армяне приняли христианство гораздо раньше Киевской Руси.
Казалось, на этом можно и закончить нашу беседу, но опыт подсказывает мне как мало людей воспримут простые и ясные доводы с пользой для души. Многие голословно обвинят в клевете на Матерь Божию, иконоборчестве, хорошо, если богоборцем не назовут. Что ж каждому мнению соответствует свой уровень духовного сознания. Как говорит русская пословица: «На чужой роток не накинешь платок».
Как правило, одержимый страстью человек не воспринимает никаких доводов, задевающих предмет его поклонения. Я и не пытаюсь никого переубедить, пусть каждый решает сам, где правда, а только свидетельствую последовательность исторических событий, связанных с иконой. Бывает, что и правда смущает душу, а ложь воспринимается вполне естественно.
Аскетический опыт святых отцов всячески предостерегает нас от увлечения непостижимыми уму явлениями; отцы считали себя недостойными чуда, не искали его и были совершенно правы. Ибо наибольшим чудом считали видение своих грехов на фоне Славы Божией, которая укрепляла их в вере и благочестии, терпении скорбей.
Суетный дух нашего времени прямо противоположен такому умонастроению и в своем потоке увлекает многих, и в том числе далеко не худшую часть православных христиан, активно ищущих выхода из тупика, в котором оказалась наша Родина.
Отсутствие серьезного духовного воспитания, основанного не на мечтательности, а на действительной жизни в Духе — знамение нашего времени. Сегодня только простой сердцем человек способен почувствовать духовную угрозу и вовремя уклониться от соблазна.
И все-таки есть некая сокрытая движущая сила в неудержимом стремлении непременно приобщиться к чуду и стать его проповедником — это дух гордости, самомнения на пустом месте. Ничто так не ослепляет человека, как сознание собственной значимости в религиозном движении. Здесь и укрывается причина возникновения многих сект и расколов, раздробляющих единое тело Христово.
Так убоимся же, дорогие братия и сестры, этого духа и сохраним верность Святоотеческому Преданию, ибо это твердая почва в зыбком мире духовной реальности. Аминь.