Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
17.10.26

Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества

19 октября в рамках XXIII Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных нравственным ценностям и будущему человечества, состоялась работа тематической секции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества».

Его участниками стали атаманы районных и городских казачьих обществ, их помощники, представители духовенства и средств массовой информации. Настоятель нашего храма иеромонах Спиридон (Федотов) выступил на секции  с докладом на тему взаимодействия Свято-Георгиевского храма хутора Ленина города Краснодара и ХКО «Курень Каширинский».

Основными вопросами, которые обсуждались на мероприятии были проблемы духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи, борьбы с инакомыслием и псевдорелигиозными течениями, бездуховности и маловерия в казачьей среде, необходимость воцерковления и духовного окормления не только самих казаков, но и членов их семей и многие другие.

В качестве предложений для включения в Резолюцию XXIII Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений были обозначены следующие:

 Для воцерковления казаков и борьбы с духовными заблуждениями современного казачества необходимо

– атаманам взять под строгий контроль принятие новых казаков в общества во избежание проникновения не православных казаков в ряды казачества;

– духовнику казачьего общества совместно с атаманом проводить с кандидатами в казаки общества собеседование на тему вероисповедания и воцерковленности новобранца;

– проводить серьёзную и неуклонную миссионерскую работу духовенства и мирян, имеющих опыт церковной жизни, в казачьих обществах по разъяснению основ православной веры (благовествование о Христе Спасителе, о нравственной Евангельской жизни, об устроении Церкви);

– осуществлять активное привлечение казаков к участию в жизни православных приходов (чтение и пение на клиросе, пономарское служение, участие в социальном служении приходов, обучение в воскресных школах);

– организовать повсеместное системное духовное образование казаков, катехизаторские и миссионерские курсы (встречи, лекции) при епархиях, семинариях и соборах/больших храмах муниципальных образований.

Для успешного соработничества представителей Русской Православной Церкви (благочинных и духовников) и первичных казачьих обществ необходимо:

– установить добрые межличностные отношения с атаманом и  старейшими казаками куреня. Нельзя переводить сотрудничество лишь на официальную основу, прописывая права и обязанности взаимодействия. В приоритет должны быть поставлены взаимопонимание и соработничество, осознание важности и значимости совместной работы, а не конфронтации и разрозненности. Прежде всего, теснейшее сотрудничество должно быть налажено с атаманом, членами Правления общества, с инициативными казаками, так как пример этих людей показателен и полезен для всех остальных;

– необходим регулярный контакт с казаками куреня. Важно чтобы казачье общество духовно наставлял священник прихода, расположенного в данном населенном пункте, а не в близлежащем или, вовсе, отдаленном. Это позволит приумножить встречи казаков со своим духовником, сделать их более неформальными;

– священнику полезно контактировать с членами казачьего общества не только по духовным, но и по бытовым вопросам, не стесняясь обращаться к ним с просьбой о посильной помощи. Это создаст у казаков ощущение значимости их участия в церковной жизни, выработает чувство ответственности за жизнь православного прихода, а как результат — сделает его неотъемлемой частью. Но при этом очень важно иметь чувство такта и не забывать выражать казакам свою благодарность за содействие, что бы у них не оставалось ощущение, что они для Церкви «бесплатная рабочая сила»;

– духовнику общества важно присутствовать на мероприятиях, проводимых казачьими обществами, будь то спортивные, патриотические, культурные и общественно значимые дела. Все важные события нужно начинать с молебна. Это приучает казаков к молитве, к осознанию того что всякое дело необходимо начинать с благословения и обращения к Господу;

– важной задачей является разработка основных направлений взаимодействия духовника с казачьим обществом при подготовке церковных, казачьих и светских праздников. Актуальным вопросом остается разработка совместного календаря на квартал (полугодие, год). Это позволит избежать ситуации, когда духовник не может принять участие в казачьем празднике ввиду церковно-значимого события, поста или Богослужения.

– рекомендовать атаманам организовывать совместно с духовником общества паломнические поездки по святым местам, монастырям, поскольку это очень полезный и благотворный во всех смыслах вид взаимодействия. Паломнические выезды вызывают у казаков живой интерес, заставляют задуматься о своей жизни, в чем-то ее переосмыслить, иначе взглянуть на мир Православной церкви.

В целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и воцерковления учащихся казачьих классов, школ казачьей направленности и кадет казачьих корпусов:

 – необходимо работать над воцерковлением руководителей классов казачьей направленности, наставниками, а также преподавательским составом. Совместно решая проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с уже воцерковленными преподавателями, казачьими наставниками появятся перспективы настоящего возрождения и развития православного казачества;

– уделять приоритетное внимание казачьей молодёжи со стороны священников, атаманов и стариков. Осуществлять привлечение лидеров казачьего молодёжного движения к участию в жизни епархий и православных приходских общин, духовное окормление военно-патриотической, поисковой и спортивно-массовой работы в казачьих обществах, расширение сети православных летних лагерей;

– усилить духовно-нравственный компонент в деятельности Союза казачьей молодежи, как неотъемлемую составляющую воспитания молодежи в лоне православия.

– поручить учителям и наставникам казачьих школ и кадетских корпусов систематически организовывать ознакомительные экскурсии в храмы и соборы, приходить с учащимися на Божественные литургии в дни православных праздников, на службы в дни Малой Пасхи (воскресные).