Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
16.02.19

В.П.Громов. Выступление на Рождественских чтениях 2016

Ваше Высокопреосвященство!

Дорогие архипастыри, пастыри, казаки, атаманы!

     Во-первых, дорогой Владыка, хочу поблагодарить Вас за проведение рождественских чтений и внимание к проблемам возрождения казачества.

     Каждая встреча - это повод обсудить насущные проблемы, стоящие перед казачеством, обменяться достигнутыми успехами, опытом, расширить круг знакомств.

Во-вторых, благодарю Вас за то, что данный дискуссионный стол посвящен 25 -й годовщине принятия Верховным Советом РСФСР закона « О реабилитации репрессированных народов, в том числе и казачества.» ВЫ знаете, что только Кубанское казачье войско широко и торжественно отмечает это событие построением исторических отделов. В данном мероприятии с выносом регалий участвуют тысячи казаков.

     В чем же значимость для казаков этого закона?

Во-первых , впервые в законе казачество обозначено как субъект правовых отношений.

Во-вторых, этот закон стал краеугольным камнем в дальнейшем развитии федерального и регионального законодательства в части, касающейся казачества.

В – третьих, в законе «О реабилитации репрессированных народов» дается определение казачества как исторически сложившейся этно-культурной общности людей. Данное определение сущности казачества наиболее верное. И хотелось бы, чтобы это понимали все, кто интересуется казачеством .Кстати, сам факт, что казачество оказалось среди репрессированных народов, обозначенных в законе- следствие длительной и настойчивой борьбы казаков. Без этого никто бы о казаках и не вспомнил.

     Сейчас можно часто слышать различные определения казачества и от чиновников, занимающихся казачеством, и других околоказачьих людей. Только ленивый сейчас не дает определение казачества, создавая тем самым кашу в головах казаков и не казаков. Так вот для меня в части произвольного определения казачества авторитетов нет. Есть закон, уважайте его. Над определением тогда работали этнографы, юристы, историки, которые показали всю сложность казачества как этно-социального явления в истории России.

В –четвертых, закон отменил все преступные акты, принятые советским государством в отношении казачества.

     Очень интересное и во многом верное определение сущности казачества еще в 1928 году дал член Донского правительства Н.М.Мельников:» Сущность казачества не в лампасе и не в чубе(есть казачьи Войска и не носящие лампасов и чубов), хотя и это все дорого казаку, и не в «образе служения»,- а в казачьем духе, традициях и навыках, в казачьей психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости, в его предприимчивости, умении защищать свои права-вообще, прежде всего во внутренних качествах казака. Качества эти не только не отжили свой век, не может быть и речи о сдаче их в архив». Какие прекрасные слова?

     Вот уже четверть века идет процесс возрождения казачества. Хотя некоторые атаманы, да и чиновники безаппеляционно заявляют, что процесс возрождения уже состоялся и идет процесс становления. Возникает вопрос, а что они понимают под казачеством? Если просто людей в казачьем костюме, то конечно же .Хотя можно всю Россию одеть в казачий костюм, но казаков больше не станет .Форма будет, а содержания, казаков не будет. Тот, кто хоть немного понимает в сущности казачества, тот, отметит, что возрождение казачества  как этно -культурной общности - это процесс сложный и рассчитанный ни на одно поколение казаков. И сложность эта определяется тем, что  требует от каждого казака, его семьи работы над собой в познании культуры, традиций, обычаев. И не просто знать их как урок истории, а взять их в свою жизнь, жить по традициям. Хотя бы то, что можно     из обрядов и обычаев. А всякая работа над собой- это очень сложное дело. А еще и воспитать своих детей.

     Мое поколение последнее кого, воспитывали, приобщали к семейно-бытовым традициям казаков дедушки и бабушки Во времена моего детства еще работал механизм передачи традиций. Этим механизмом была семья, которая состояла из трех, а то и четырех поколений. В такой большой семье мы тогда жили, слушали, видели, запоминали. Так все оставалось в нашей памяти и формировало духовный облик, нормы поведения, вкусы, умение петь казачьи песни и танцевать  под народные мелодии. Сейчас этого механизма нет. Семья зачастую неполная. И не может выполнить эти функции, Как справедливо отметил Его Святейшество Патриарх Кирилл :»Мы все сейчас в разводе».Молодая семья старается жить отдельно от стариков. А старики тоже уклоняются от воспитания внуков. Стараются жить в свое удовольствие. Им под 80 лет, а они все молодятся ,то в шортах по городу бегают,  то в бейсболках. Стариков нет. Они растворились в общей массе уличной толпы. В то время как на Кавказе стариков по видно манере поведения, соответствующей  одежде.

     В этих условиях приобщение к культуре и традициям возможно лишь в казачьих учебных заведениях. Разумеется, при наличии кадров, знающих и способных построить работу , чтобы, знакомясь с культурой и традициями, ученики  что-то брали в свою жизнь и тем самым формировали духовный мир, внутренние качества казака, да так глубоко, чтобы они не говорили:»Мы были в казачестве, а  утверждали мы казаки, а это требует формирования этнического самосознания.

     К сожалению ушли из жизни подлинные носители народной культуры. Но их духовное наследие, песенные традиции сохранились в аудио и видеозаписях. Десятки тысяч кассет хранятся в центре народной культуры Кубани .Эти записи сделаны подвижниками народной культуры – этнографами во главе с профессором Н.И.Бондарь. Как ни печально, но традиционная культура живет сейчас в творческих профессиональных коллективах, фольклорных коллективах, но не в казачьих обществах. Нынешние казаки не являются носителями народной культуры, они ее лишь потребители: послушать со сцены. А сами ни петь, ни рисовать, как говорится, ни украсть, ни посторожить. Они могут лишь служить. Между тем всемирноизвестный Кубанский казачий хор получил признательность благодаря тому, что основу его репертуара составили народные казачьи песни, которые звучали в станицах и хуторах на весельях, свадьбах,  иных праздниках., во время работы.

     Есть песни казачьи и в них душа народа, а есть песни о казаках, зачастую низкого уровня и качества и по тексту, и по музыке. Но современные казаки не совсем разбираются. А потому и воспринимают их как свои родные.

     В приобщении казаков к народной культуре должны играть важную роль и казачьи общества, и войска, если там есть специалисты и знатоки культуры а не отсебятину нести, как это делают клубные работники, богатые на фантазии » от культуры». Практика показывает, что в правлениях казачьих обществ нет людей , ответственных за культуру. А раз нет ответственных, то и работа ведется спустя рукава. А таких людей надо иметь и обучать через культуру и традиции казачество, чтобы сохранить свою идентичность.

    В сейчас спросишь казака:» Какой станицы ? »Не помню».А сам-то казак? «Еще не определился».Этим все и сказано.

     Детские коллективы должны приносить народные песни и традиции в семьи и приобщать своих родителей. Песня вновь должна зазвучать в семье.

Поскольку государство стремится подвести деятельность под одни стандарты и требования, то поэтому сейчас мы наблюдаем такую «самодеятельность и творчество», о которых нашим дедам и сниться не могло. И это во всем. Непонятно, отчего вдруг традиционный костюм кубанских и терских казаков – черкеска , стали носить казаки Волжского казачьего войска. Вот как и песни поют до донские, то кубанские , наверное своих не знают?

     В свадебном обряде и иных торжественных мероприятиях, несущих яркую духовную нагрузку и значимость народу, преподносят самодеятельность работников культуры- «знатоков» традиций, которые уверенно говорят, что так было. Ну раз говорят так было, значит так было. Отсюда и ногайки, с которыми казаки ,незнающие с какой стороны к лошади подойти, браво щеголяют в столице и городах. Более того, с «легкой руки знатоков» ногайка стала своего рода символом казачества. Не знаю, как символом казачества, а глупости –точно. Или арапник, который был один на всю станицу и передавался пастуху, пасшему коров. А теперь целые секции создали по «боевому» искусству на нагайках и арапниках .И много всякой всячины придумано и зарабатывают на этом немалые деньги. Зайдите в любой казачий магазин и убедитесь.

     Каждое из казачьих войск создало самобытную культуру духовную и материальную. Культура кубанского казачества -это синтез запорожских, донских традиций и влияние культуры соседних горских народов. Мы ведь относимся , как и терские казаки, к кавказским войскам. Причем на Тереке еще более сильно влияние горской культуры. Это своеобразие культуры кубанских казаков и свидетельствует о том, что здесь интенсивно происходили этнические процессы. Здесь богата праздничная культура, связанная со Святками и календарными христианскими праздниками. Здесь еще сохранился, но к сожалению все более и более исчезает из обихода кубанский говор. Но он сохраняется в песенных текстах и придает им неповторимое своеобразие и мелодичность. Поэтому, необходимо, чтобы дети как нельзя раньше в школе приобщались к народной культуре, традициям и что бы праздники выливались не в застолье, а наполнялись духовным христианским смыслом. Важно привить им понимание того, что прийдя в дом на Рождество и славя Христа  в доме родных и близких, они сообщают радостную весть о рождении Спасителя . Следовательно приносят радость и торжество в этот дом, а с ним и пожелание добра .Многие из казачьих бытовых традиций должны иметь место в современной жизни- приобщение к труду, уважение  старших и не только членов своей семьи, но и на улице в общественном транспорте и т .д. Всегда важной была традиция посещать на праздники родителей, если дети жили отдельно. Это ведь сейчас так, дедушки и бабушки стараются жить в свое удовольствие и встречаются с внуками в качестве развлечения, в лучшем случае раз в неделю.  Совершенно исчезли свадебные обряды .Еще лет десять в станицах их можно было наблюдать, то теперь уже нет ничего традиционного. Тогда чем отличается казачья свадьба от не казачьей? А ведь у других народов эти обряды сохранились и живут.

     Неповторимая народная культура кубанского казачества сейчас лишь отчасти встречается на сцене в творчестве профессиональных коллективов. Вы скажете, но ведь культура постоянно развивается. Несомненно. Но, развиваясь, она сохраняет основные принципиальные позиции, которые характеризуют ту или иную этническую группу народа. А сейчас все больше на сцене занимает место шлягер. И он занимает и вытесняет своей доступностью и простотой исполнения подлинно народные коллективы. Поскольку тема казачества сейчас , что называется в тренэе, то на ней и деньги зарабатывают. Вот и получается. Для одних это бизнес, а для казаков это цель- взять  эти культурные ценности в свой быт и формировать духовный мир, сохраняя свою идентичность, этническое самосознание.

     История, литература, культура - это те знания, которые формируют гражданственность, патриотизм, идентичность. Много говорим о возрождении казачества. Успехов в этом направлении достигнуто много, но не так как хотелось бы. И в том числе в воцерковлении казачества. Казаки в храм идут не семьями, а чтобы охранять порядок. Они не участвуют в своем большинстве в богослужении. Постояли и вышли из храма. Молитв, хотя бы изначальных, они тоже не знают, а уж об исповеди и причастии и говорить не приходится. Поэтому единственный выход в этой ситуации вижу в следующем. Если прежде дедушки и бабушки вели детей в храм, то теперь дети должны вести родителей в храм. А для этого нужна работа в казачьих классах. Чтобы дети знали, как вести себя в храме, где стоять, как ставить свечу, разбирались в иконах и т.д. Многое зависит от приходского священника, который работает в школе, на приходе. У хорошего священника жизнь на приходе бурлит и казаки должны в ней активно участвовать.

     Важное место в приобщении детей к традициям занимают детские казачьи игры .Их можно внедрять в школах во время перемены. Они отличаются подвижностью и формируют коллективизм. А можно и на природе, когда казачьи семьи выезжают организованно отдохнуть .Самым слабым местом в деле возрождения является сохранение и приобщение молодого поколения к народной культуре.

     Основная задача для лидеров казачества – изучать самим и знакомить молодых казаков с историей казачества, его культурой, традициями, обычаями. Нам есть чем гордиться, чем дорожить и чему учиться у наших предков выкованных столетиями сражений и страданий! Мы просто обязаны способствовать тому, чтобы молодежь захотела, смогла и увидела потребность стать носителями казачьей народной культуры, традиций, обычаев. Не смотрела бы с предыханием за океан, а дорожила своим уголком земли, которая для каждого человека – это и отцовская высота и гордость, материнская любовь и нежность, достоинство нашего казачьего народа.

     А поэтому, если мы в России и казаки и не казаки хотим сохраниться как народ со своей культурой , то необходима духовно-нравственная революция. Для этого требуется политическая воля государства.

                                     В.П.Громов, канд.ист.наук .КубГУ (Краснодар)

      Выступление на Рождественских чтениях в Москве 27 января 2016 года.