Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
16.05.20

Роспись центрального портала и арок

К празднику Пасхи Христовой наконец была завершена роспись центрального портала и арок ведущих из притвора в центральную часть храма. Работы была начата 15 октября и протеката более полугода.

1) При входе в храм, на фасаде центрального портала изображены Ангел Господень со свитком и пером и Архангел Михаил с мечом и свитком – это традиционные изображения надвратных ангелов, которые подобного часовым караулят на входе. Ангел Господень держит свиток с текстом: «Писец, стою при дверех и пишу имена входящих в церковь Господню со страхом и с верою, и помышления исходящих; И сия доношу Богу вседержителю». У Архангела Михаила на свитке следующий текст: «О великое Божие милосердие, како не снидет огнь с небеси и не пожжет глаголющих в церкви во время божественного пения».

2) в широкой арке размещено три символических изображения, посвященных Ветхозаветным Богоявлениям в различных образах, взятых из книги пророка Даниила:
а) Ветхий денми – «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь» (Дан. 7:9). В иконописи — это символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца.

б) Три отрока в пещи огненной – это иудейские юноши брошенные в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми: «И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскалённую огнем печь связанные. [И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки<…>».
«А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога». (Дан. 3:22-26, 46-51)

в) Пророк Даниил во рву львином – за отказ покланяться языческим идолам пророка на неделю бросили в ров заполненный львами, но Господь защитил праведника и даже в утешение ему прислал пророка Аввакума: « Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила.
 Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жрецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я [никогда] не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.  И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место.
 В седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и, подойдя ко рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел.  И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного кроме Тебя!» (Дан. 14:32-41).

3) а) Следом за большой аркой на потолке, под клиросом находится икона «Спас Недреманное Око» — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.
Райский сад, в котором на красном ложе покоится юный Христос, являет образ мира, преображенного крестной жертвой Спасителя, а он — его недремлющий страж. Ложе здесь имеет тот же смысл, что и престол, на котором восседает София. Он символизирует и смертный одр, и трон «сына Давидова» — Царя Вселенной, грядущего воссесть на него после Страшного суда и установления Царства Божиего на Земле.
Иконография этого образа складывается на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт XLIX, 8-9, Откр. 5,5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа.

б) Справа и слева под означенным образом размещены фрески праотца Иакова и пророка Давида Псалмопевца, держащих в руках свитки с пророчествами о Христе. Их изображение относится к композиции "Спас Недреманное Око".

4) в малых арках справа и слева, под клиросом изображены святые Борис и Глеб с одной стороны и Адран и Наталия – с другой. Это ктиторские иконы, иконы небесных покровителей главных благодетелей храма, Бориса и Наталии Голубицких. А так же равноапостольные князь Владимир с княгиней Ольгой, и равноапостольные Константин с Еленою.

5) в большой центральной арке разместился «Деисус» - изображение Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими рядом с ним Божией Матерью, Иоанном Крестителем и Архангелами Михаилом и Гавриилом.

6) Под лестницей ведущей на клирос размещена так называемая "ктиторская надпись" - историческая справка повествующая при каком кем был построен храм, при архиерее и настоятеле.