Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
15.06.08

Пятидесятница 2015

Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.

В этот день по окончании богослужения в нашем храме был отслужен просительный молебен Господу о новоизбранном атамане Каширинского куреня Викторе Федоровиче Шевченко, после чего был совершен чин освящения воинского оружия (кинжалов казаков) и новых черкесок. В приветственном слове отец Спиридон поздравил нового атамана и пожелал ему мудрости, трудолюбия и помощи Божией в его трудах. В память об этом событии отец-настоятель подарил Виктору Федоровичу икону святителя Николая Чудотворца оклад которой, является точной копией серебряной ризы принадлежавшей Антону Головатому.

***

В одном из залов Краснодарского исторического музея, в витрине, рассказывающей о переселении черноморских казаков на Кубань, матово поблескивает серебром оклад иконы св. Николая Чудотворца. Перед нами замечательный образец ювелирной работы неизвестного (скорее всего, украинского) мастера второй половины XVIII века.

Оклад выполнен из серебра в технике чеканки, гравировки, ковки; местами вызолочен. В центре композиции помещено поясное изображение св. Николая Чудотворца, благословляющего правой рукой и держащего в левой раскрытую книгу. Одежда святого украшена причудливыми цветами, венец вычеканен связками плодов и листьев, углы рамки украшают рокайльные завитки. Над венцом (украшение вокруг головы, на месте нимба) выполнена надпись: «СИЯ РИЗА МОРСКОМУ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ: ЗДЕЛАНА КОШТОМ ВОЙСКОВОГО СУДИЙ АРМИИ ПОЛКОВНИКА: И КАВАЛЕРА: АНТОНА АНДРЕЕВИЧА ГОЛОВАТОГО: В ЧЕРНОМОРСКУЮ ФЛОТИЛИЮ: В ЕКАТЕРИНОДАРЕ: 1794 ГОДА: ИЮЛЯ: 10-ГО».

Эта надпись позволяет нам рассматривать икону не только как культовый предмет, но и как важный исторический памятник. В связи с этим несколько слов об историческом контексте и исторических персонажах. Антон Андреевич Головатый (на чьи деньги и была создана икона) родился в семье малороссийского старшины в местечки Новые Санджары Полтавской губернии. В 1757 г. записался в запорожские казаки. Хорошее образование и замечательные способности позволили ему быстро продвинуться по служебной лестнице и стать войсковым писарем, т.е. третьим человеком в войске. После упразднения в 1775 г. Запорожской Сечи А.А. Головатый занимает различные гражданские должности. Во вновь образованном в 1787 г. «войске верных казаков» избирается войсковым судьей. В течение всей русско-турецкой войны 1787-1791 гг. возглавляет гребную казачью флотилию.

Последняя начала формироваться с 4 мая 1788 г., когда А.А. Головатый принял в Херсоне 22 канонерские лодки, полностью оснащенные и вооруженные. В дальнейшем казаки получили еще немало лодок, отличавшихся между собой размерами, парусной оснасткой, количеством весел и орудий. Лодки распределялись по куреням и получали их названия. Точную численность флотилии в годы войны установить нельзя: часть лодок выходила из строя в боях, большой урон наносила стихия. В среднем действовало 40-50 военных лодок.

Готовясь к переселению на Кубань, казаки из всей флотилии смогли выбрать только 26 лодок, «способных дойти до Тамана». К ним добавили 24 новых лодки и яхту, построенные незадолго до этого казаками на р. Прут. 25 августа 1792 г. казачья флотилия и сопровождавшие ее транспорты и крейсера достигла берегов Тамани и положила тем самым начало освоения черноморскими казаками «новопожалованных земель».

На Кубани флотилию преследовали неудачи. Зимние штормы 1792-1793 гг. повредили и полностью разбили много судов. К весне их осталось только 25 и все они требовали ремонта. В начале 1794 г. войсковой судья А.А. Головатый был направлен в Тамань для организации починки судов. К 14 июля 20 лодок вернулись в строй, будучи предварительно «апробованы под парусным действием лавировкою с пушечною пальбою». К сентябрю 1794 г. гребная флотилия черноморских казаков стояла при Тамани в полной боевой готовности.

Вполне очевидно, что именно для этой, по сути дела вновь возрожденной, флотилии и заказал войсковой судья икону св. Николая Чудотворца. Во всех вариантах житий святой Николай выступал защитников людей от бесов, от разбушевавшейся стихии и особенно страшной для человека стихии водной. В одной из легенд рассказывается, что по дороге в Палестину св. Николай видит на корабле беса, который перерубил мачту и канаты. Святой пророчествует трудный путь. Действительно, поднимается страшная буря. Люди в страхе обращаются к св. Николаю. Он успокаивает их и вскоре наступает великая тишь. Прослышав о таком чуде, моряки гибнущих судов начинают обращаться к св. Николаю с молитвой и он появляется на кораблях и спасает их. Ясно, что на помощь «морского Николая Чудотворца» рассчитывали и казаки гребной флотилии.

Дальнейшую судьбу иконы проследить трудно. Казачья флотилия просуществовала еще несколько лет. К 1799 г. она пришла в полную негодность и была разобрана на войсковые надобности. В 1802 г. казаки получили 10 новых канонерских лодок, но спустя семь лет они за ненадобностью были сданы в Керченское адмиралтейство. Официально служба в казачьей флотилии была прекращена в 1810 г.

Вероятно, после этого икону передали в войсковой Воскресенский собор, где она и хранилась долгие годы. Правда, есть следующее интересное свидетельство: 26 февраля 1796 г. два казачьих полка отправлялись из Екатеринодара в Персидский поход. В документе, рассказывающем об этом событии, говорится: «… после обедни отпеть молебен о путешествии, положа на столик икону Морского Николая Чудотворца». Идет ли здесь речь об иконе, принадлежащей флотилии, или о другой? Ответить на этот вопрос трудно. Не исключено, что икона была сделана для флотилии, но изначально хранилась в войсковой походной Свято-Троицкой церкви, а затем в войсковом соборе.

Загадкой для нас остается судьба иконы в советское время. В документах начала 20-х гг. ХХ в. встречаются сведения об «иконе Николая Чудотворца в серебряной ризе». Очевидно, доска иконы стала жертвой иконоборческой политики последующих лет; оклад же, выполненный из драгоценного металла, был сохранен.


Очень жаль, что этот интересный памятник дошел до нас во фрагментарном виде. Но и один оклад иконы св. Николая представляет для нас бесценную реликвию казачьей истории конца XVIII века.

Б.Е. Фролов – зав. отделом истории
Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына