Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
14.12.15

Православие в Армении

5 и 6 декабря в нашем храме молился дорогой и очень уважаемый гость – настоятель Свято-Покровского храма города Еревана (Русская Православная Церковь) протоиерей Арсений Григорянц. Отец Арсений чутки трудолюбивый пастырь, строитель, преподаватель прикладной математики, председатель русского народного собора в Ереване и просто добрый христианин, которому Господь дал нелегкий Крест сохранять и проповедовать древнее вселенское Православие.

14 октября 2012 года, отмечалось 100-летие этого самого известного в Армении православного храма. Он расположен в Канакере. В 1991 году после долгих лет бездействия церковь вновь открыла свои двери перед прихожанами на праздник Покрова Пресвятой Богородицы и поэтому была освящена как Покровская.

В начале XX века российский император Николай Второй поставил перед архитекторами задачу: спроектировать недорогой, но вместительный храм для военных. В 1902 году проект был принят, и во многих местах, где стояли русские войска, появились храмы, подобные Канакерскому, вмещавшие до 700 человек, то есть целый казачий полк. Церкви, построенные по такому проекту, существуют во многих городах России, Восточной Европы и других местах. Всего сохранилось около 40 таких церквей.

Когда Покровская церковь только строилась, Канакер не был частью Еревана, поэтому в старых ведомостях сохранилась запись, что храм стоит в “селении Кинакиры”, где и был расквартирован казачий полк. Одновременно с храмом в Канакере было построено еще несколько зданий — дома офицерства, духовенства, казармы... С тех пор многое изменилось и много пришлось претерпеть храму. Еще в лихие годы первой Республики Армения его превратили в госпиталь. Затем использовали, возможно, как конюшню, потому что на полу были обнаружены выбитые копытами щербины. А как убрали купол и колокольню, здание церкви отвели под Дом культуры. Показывали здесь и кино. А поскольку рядом продолжали размещаться уже советские войска, то основными зрителями были солдаты.

Итак, в 1991 году по просьбе русскоязычной общины складское помещение было передано Русской Православной Церкви. Вспоминает благочинный Ереванского церковного округа Екатеринодарской Епархии Русской Православной Церкви протоиерей Арсений Григорьянц: “На месте алтаря “красовалась” сцена ДК. Ее быстро разобрали и затеяли косметический ремонт. — Обо всем этом он знает со слов отца Владимира и других очевидцев (сам отец Арсений пришел в храм лишь в 1995 году). — Поначалу было очень непросто, особенно непростые отношения складывались с людьми, живущими по соседству... Ведь они привыкли рассматривать территорию вокруг храма как общую, а тут приходят вдруг какие-то люди и говорят, что здесь будет церковь... В лихие 90-е, когда у многих на руках было оружие, даже постреливали по окнам. Но претензий у нас ни к кому нет. Времена были такие. Главное, что сейчас мы живем с соседями очень хорошо, вместе решаем все возникающие перед нами вопросы”.
Отец Арсений вспоминает также удивительную историю из 90-х годов. Как-то во время одной из первых служб в церковь зашел человек, так сказать, представитель “шпаны”, которая понимает и преклоняется лишь перед силой или ее угрозой. Войдя во время богослужения, он прикурил с наглой ухмылкой от одной из церковных свечей. Окинув всех присутствующих победным взором, богохульник удалился. Однако не прошло и нескольких минут, как он вернулся скрюченный в три погибели и стал просить прощения за свое поведение. Как выяснилось, он не успел дойти даже до ворот двора храма, как неведомая сила скрутила его.

2004 году началась поэтапная реконструкция храма. Прежде всего была построена крест-часовня в память о русских воинах и благоустроена территория вокруг церкви — поставлена ограда, уложена плитка. Затем принялись восстанавливать купол и колокольню, и тут возникла серьезная проблема, которая заключалась в строителях. Большинству из них, как выяснилось, было все равно, что храм строить, что гараж или казино. “Налицо был непрофессионализм плюс соответствующее отношение или вернее отсутствие его к храму как к памятнику архитектуры, как к “Божьему дому”. Но я их не обвиняю, — спокойно рассуждает отец Арсений, — просто это были обычные наши строители, которых все хорошо знают”.  Отстроенные ими с грехом пополам купол и колокольня позже почти полностью были переделаны. Священники решили, что пусть будет медленно, но качественно, и сами начали углубляться в нюансы строительных технологий, одновременно подготавливая собственных мастеров-строителей.

“Электрические сети Армении” до этого года были крупнейшим спонсором церкви Покрова. За все это время они выделили почти 800 тысяч долларов. “Более того, после отъезда Евгения Гладунчика из Армении новый глава ЭСА Евгений Бибин подхватил эстафету своего предшественника, и несмотря на то, что у компании есть немало своих проблем и собственники ставят достаточно жесткие условия по расходу средств, он сказал, что будет отстаивать необходимость статьи расходов на помощь нашей церкви”, — с благодарностью говорит отец Арсений. Здесь следует добавить, что за заслуги перед Русской Православной Церковью Евгений Гладучник был отмечен ею орденами Преподобного Сергия Радонежского III степени и Преподобного Серафима Саровского III степени.

К юбилею храма не успели завершить все работы как внутри, так и вокруг него. Были приведены в соответствие с технологией купол, а колокольня — в соответствие с ее историческим видом. Завершили также ремонт стен, полностью восстановили алтарную часть храма. Росписью в храме занимается замечательный человек и иконописец, член Союза художников России Евгений Мамиконян. Он — классический иконописец. Чем отличается иконописец от художника? “Тем, что настоящий иконописец не пишет ничего, кроме икон, — объясняет разницу отец Арсений. — К сожалению, этого правила редко кто придерживается, но у нас, слава Богу, не этот случай. Евгений Мамиконян — москвич, иконописец старой школы и, что немаловажно, воцерквленный человек”.
Колокола Покровского храма — дар белгородского губернатора Е.Савченко. По просьбе Евгения Гладунчика (который сам родом с Белгородчины) Савченко заказал колокола в России. Освящать купол с колокольней, как и крест-часовню, приезжал (с разрешения правящего архиерея Екатеринодарской епархии) архиепископ Белгородский Иоанн.
Пока восстановительно-строительные работы в храме продолжаются — сдаются в эксплуатацию административный корпус и монастырь. Да, при храме существует еще и женский монастырь. Строго говоря, Покровская церковь является частью возникшего несколько лет назад проекта храмово-монастырского комплекса. Здание монастыря, которое было возведено одновременно с церковью, располагается рядом. В штате монастыря пять человек: две монахини, инокиня и две послушницы. Всего же монастырь рассчитан на двадцать человек.
Накануне 100-летия было совершено Великое Освящение храма епископом Ейским Германом, викарием митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. На эти торжества в составе делегации Кубанской Митрополии прибыл и настоятель нашего храма иеромонах Спиридон (Федотов).