Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
15.02.03

13 святителей написаны

Основная идея данного элемента росписи выделить святителей (архиереев причисленных к лику святых), внесших особый вклад в основание и распространение Христианства на Руси (евангелизацию Руси) посредством проповеди, строительства храмов, делами милосердия и книжной учености.

1. Михаил, 1-й Митрополит Киевский (989 — 992)

По одним данным родом сириец, по другим – болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими клириками к князю Владимиру. Проповедовал, крестил, наставлял в вере, основывал храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Память: 15 июня по ст./с – преставление, 30 сентября по ст./с – перенесение мощей.

2. Феодор, 1-й Епископ Ростовский (990/992 — до 1024)

Епископ Феодор I  — первый епископ Ростовский, память совершается (по юлианскому календарю): 8 июня, 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых) и 23 июня (Собор Владимирских святых).

По происхождению грек, прибыл из Константинополя в Киев в составе свиты первого киевского митрополита Михаила. В 990 или 992 году был рукоположен в епископы Ростова. Построил в городе дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Начатая им проповедь христианства была враждебно встречена язычниками. По выражению Степенной книги, святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших крещения.

Он удалился из Ростова в Суздаль, бывший тогда небольшим поселением. По сообщению надписи 1635 года в ризнице Богородице-Рождественского собора Суздаля: "Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшися, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение".

В 1010 году когда ростовским князем стал святой Борис Феодор вернулся в город, но после убийства Бориса он был вновь изгнан из города и возвратился в Суздаль, где скончался около 1024 года.

3. Леонтий, Епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 — не позже 1077)

По одним сведениям он был русским, по другим – греком.  Поставлен на Ростово-Суздальскую кафедру из иноков Киево-Печерского монастыря, вероятно, не позже 1051 г. В Ростове в это время преобладало еще язычество. Леонтий обратил особенное внимание на детей; сам наставлял их в истинах веры, сам и крестил, хотя родители наносили ему за то побои и угрожали смертью. Своею кротостью и твердостью он достиг, наконец, обращения в христианство и взрослого населения Ростова.

Скончался, как полагают, ранее 1077 г. Мощи этого «апостола земли ростовской» обретены 23 мая 1164 года. Сохранилось «Поучение и наказание епископа ростовского Леонтия к попам о всем, как подобает дети свои духовные учити и опитемья им давати по заповедем и по правилам св. отец». Как отмечают исследователи, это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

О кончине св. Леонтия сведения разноречивы: по одним — он скончался в мире, по другим — был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г.

4. Исаия, Епископ Ростовский и Суздальский (1078—1090)

Уроженец Киевской земли, постриженик Киево-Печерского монастыря при преподобном Феодосии, игумен монастыря святого великомученика Димитрия в Киеве (с 1062), епископ Ростовский и Суздальский после смерти св. Леонтия.

Утвердил христианство на Ростово-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы.

Память - 15 мая по ст./с.

5. Иоаким, 1-й Епископ Новгородский (992 — 1030)

Иоаким Корсу́нянин - просветитель Новгорода, один из основателей Ярославовой школы в Киеве, первоначального деревянного собора Святой Софии в Новгороде и других церквей и монастырей, предполагаемый составитель т. н. Иоакимовской летописи. Прозвище предположительно дано по месту его прежнего служения или жительства — Корсуни.

Упоминается в Летописи Новгородской первой Младшего извода в статье 989 года, в рассказе о крещении новгородцев, и именуется там «архиепископом Акимом Корсунянином». В летописи Новгородской второй (Новгородская летопись Малиновского) в статье 988 года сообщается, что в Новгород пришёл епископ Иоаким, «требища разори и Перуна посече» и оставался епископом Новгородским 42 года, пока на его место не заступил его ученик Ефрем.

Память совершается в день празднования Собора Новгородских святых — в Неделю 3-ю по Пятидесятнице и в день памяти Собора святителей Новгородских (   10 (23) февраля, 4 (17) октября и в 3-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице).

6. Нифонт, Епископ Новгородский (1130 — 1156)

Уроженец Киева, постриг принял в Киево-Печерском монастыре, возведен на Новгородскую кафедру в 1130 г. Новгородцы высоко ценили его как храмоздателя и знатока церковных канонов. Реставрировал Софийский собор и создал в Новгороде и других городах много храмов. Является автором нескольких житий Киево-Печерских подвижников, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Сильвестра, т.е. с 1116 г., автор ответов на вопросы Кирика Новгородца. Уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов.

В 1147 г, будучи епископом Новгородским, на Архиерейском соборе не признал неканоничного митрополита Климента Смолятича, возведенного на Киевский митрополичий престол без благословения Константинопольского патриарха, а только по воле великого князя Изяслава II Мстиславича и благословленного символически «главою св. Климента, Папы Римского». За это он был сослан в Печерский монастырь и вернулся на свою кафедру при Юрии Долгоруком.

За свою приверженность Константинополю Нифонт получил от патриарха Николая IV грамоту, в которой тот сравнил его со святыми отцами древности, отстававшими интересы Православия.

В Пскове Нифонтом был основан Мирожский монастырь, в Старой Ладоге построил церковь святого Климента.

Поехав в 1156 году встречать в Киев присланного из Константинополя митрополита Константина, Нифонт остановился в Киево-Печерском монастыре, где скончался после непродолжительной болезни. Был погребён в Феодосиевых пещерах, а затем его мощи перенесли в Ближние Антониевы пещеры.

Летопись Ипатьевская характеризует Нифонта как поборника всей Русской земли и ревнителя веры. Новгородский летописец отмечает строительную деятельность Нифонт: «который епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси; а Пльскове (Пскове) святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе, святого Климента».

По предположению Д. С. Лихачева, Нифонт был инициатором составления в 1136 г. «Софийского временника» — новгородской летописи с откровенной антикняжеской направленностью. Именно поэтому при создании этого свода Повесть временных лет, с которой начинался предшествовавший Временнику княжеский свод Всеволода Мстиславича, была заменена во Временнике Начальным сводом.

Канонизирован на втором Макарьевском соборе 1549 г.

Память совершается 8 апреля по ст./с., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

7. Геннадий, Архиепископ Новгородский (1484 — 1504)

Создатель первой полной Библии в России (Геннадиевская Библия 1499 г.), автор посланий, вместе с преп. Иосифом Волоцким вёл борьбу против ереси жидовствующих, пользовавшейся до начала XVI в. покровительством великокняжеского двора, ревностный блюститель соблюдения богослужебного устава, покровитель образования и просвещения, сторонник решительной и беспощадной борьбы с еретиками.

В июне 1504 г. по воле великого князя был смещён с кафедры и умер в опале 4 декабря 1505 года в Чудовом монастыре.

Память совершается (по юлианскому календарю): 10 февраля (Собор святителей Новгородских), 4 декабря, в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых), в воскресенье перед 26 августа (Собор Московских святых), в субботу между 31 октября и 6 ноября (Собор Карельских святых).

8. Иоанн, Епископ Суздальский и Нижегородский († 1373).

С юных лет поступил в один из монастырей Суздаля.

Посвящён в епископы Константинопольским патриархом по желанию князя Константина Васильевича в 1350 г.

Был известен своей любовью к беднякам и больным; за бедных он ходатайствовал перед князьями об уменьшении налогов, для больных устраивал богадельни и больницы. Много заботился о просвещении христианской верой языческой мордвы.

Согласно Житию, однажды во время совершения им Литургии Суздальский князь Борис Константинович видел, как Ангел Божий сослужил ему.

После присоединения Суздаля к Московской митрополии принял схиму и удалился в Боголюбский монастырь. Там он жил уединенно и мирно скончался 15 октября 1373 г.

9. Стефан, Епископ Пермский (1383 — 1396)

Уроженец Великого Устюга, проповедовал христианство в землях Коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения, просветитель Зырян.

В миссионерских целях выучил греческий язык. Затем он приступил к переводу на пермский язык богослужебных книг, переводя с греческого даже те понятия, которые оставались без перевода в славянских языках. Для составления пермской (зырянской азбуки) воспользовался буквами греческого, славянского и древнетюркского алфавитов.

Стефан Пермский стал первым русским продолжателем христианской апостольской просветительской традиции во всем ее объеме. В результате его деятельности Русь стала полиэтнической христианской страной, включающей в себя разные полноправные (в религиозном плане) народы. Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского.

Из его сочинений сохранилось «Списание» («Поучение»), направленное против еретиков стригольников. Помимо наиболее подробной и концептуальной характеристики этой ереси, автор проявляет человечность к ее основателям предлагая не казнить их (что собственно и сделали новгородцы), а изгонять из города.

По преданию он является автором иконы Святой Троицы – т.н. «Зырянской Троицы» (последняя четверть XIV века (после 1379 года)), которая имеет древнейшую сохранившуюся надпись на древнем варианте коми-зырянском языке, сделанную стефановским (древнепермским письмом).

Канонизирован в 1549 г.

Память - память 26 апреля по ст./с.

10. Кирилл, Епископ Туровский (1169 — 1182)

Аскет, столпник, выдающийся писатель и проповедник, которого современники называли "русским Златоустом". Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

Богословские труды принесли ему известность и он, по требованию князя и горожан, был рукоположен в епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 г.

Желая посвятить себя написанию богословских сочинений, оставил Туровскую кафедру и стал вести уединённый образ жизни. В этот период им были написаны «Слова» на весь годичный круг Господских праздников, часть из которых сохранилась до нашего времени.

Память - 28 апреля и 4 июня.

11. Мина, Епископ Полоцкий (1105 — 1116)

Постриженник Киево-Печерского монастыря, 3 декабря 1105 года был хиротонисан во епископа Полоцкого митрополитом Киевским Никифором.

Известен как один из первых русских епископов, продолживших евангелизацию Руси, строил церкви и монастыри на Полотчине.

При нем приняла постриг преп. Ефросиния Полоцкая.

Упоминается среди других русских епископов свт. Симоном, епископом Владимирским и Суздальским в его Послании к Поликарпу, черноризцу Печерскому.

Память - 20 июня и в Соборе Белорусских святых.

12. Ефрем, Епископ Переяславский († между 1091 и 1101)

По происхождению грек. До своего пострижения в монашество был казначеем и заведовал хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава Ярославича (1054—1068).

Без ведома и согласия великого князя принял постриг от преп. Никона Печерского. Разгневанный князь потребовал, чтобы Ефрем вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря.

Тем не менее,  Ефрем был вынужден удалиться. Он уехал в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Будучи в Константинополе, он по просьбе преп. Феодосия списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преп. Феодосий ввёл его в своем монастыре.

На Русь вернулся в связи со своим поставлением на недавно открытую титулярную митрополию в Переяславле Русском. Он украсил Переяслав многими прекрасными церквами — такими как надвратный храм св. Феодора и храм св. Андрея — а также гражданскими зданиями. По греческому образцу им были возведены вокруг города каменные стены. Он устроил бесплатные больницы для бедных и странников. Как отмечают летописцы, он первый на Руси занялся «банным строением», то есть строительством особых зданий, где ставилась купель для крещения взрослых людей.

Был человеком хорошо образованным, отличался строгостью жизни и опытностью. Современники называли его «мужем дивным, чудотворным и многодобродетельным».

Память - 28 января, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

13. Макарий, Митрополит Московский (1542 — 1563)

Родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении он был наречён во имя Архистратига Михаила. Известно, что отца его звали Леонтий. Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына, скончался. Мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния.

Решив избрать для себя монашеский путь, поступает послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского. Будущий святитель поступил в монастырь преподобного Пафнутия после того, как Иосиф Волоцкий его покинул. Тем не менее влияние волоцкого игумена на будущего митрополита весьма велико. «Просветителя» святитель цитирует часто, называя это произведение «светилом Православия»[1].

Митрополит Макарий на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В 1523 году стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. В 1526 году Макарий был рукоположен во архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородская кафедра к этому времени вдовствовала 17 лет. Многолетнее отсутствие епархиального владыки не лучшим образом сказалось на состоянии её дел. Необходимые меры были направлены на реализацию решений соборов 1503-1504 годов. Было запрещено совместное проживание в монастыре иноков и инокинь. В женских монастырях игумены были заменены на игумений. Служить в женских монастырях было предписано белым священникам. Светские лица, проживавшие при монастырях, оттуда были удалены. Будучи последовательным сторонником сильного монастырского хозяйства, новый архиепископ приложил немалые усилия для перевода новгородских монастырей на общежительный устав. Ещё в 1528 году в епархии из 24 монастырей общежительными были только 4 монастыря, остальные — особножительными. Святитель Макарий, действуя убеждением на игуменов монастырей, добился, что к концу его служения в новгородской епархии число киновий достигло 18-ти.

Макарий способствовал составлению нового Владычного летописного свода. Много внимания владыка уделяет реставрации старинных икон и храмов, в Софийском соборе были поновлены фрески. Здесь же, в Новгороде была предпринята первая попытка собрать воедино все книги «в русской земле чтомые», первая редакция знаменитых «Макарьевских миней». В свод входили как жития святых, так и дидактические и богословские произведения. В 1541 году все 12 томов свода были переданы в библиотеку Софийского собора.

Возведён на митрополичий престол 19 марта 1542 года боярской группировкой князей Шуйских, правившей при малолетнем Иване Грозном. В этом сане Макарий сменил низложенного Шуйскими митрополита Иоасафа. Однако вскоре он, как и его предшественник Иоасаф, стал выступать против Шуйских. Обладая значительным влиянием на юного царя, он способствовал отстранению Шуйских от власти, которое произошло в декабре 1543 год. После этого Макарий оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, входя в так называемую «Избранную Раду». Он венчал Ивана Грозного на царство (1547 год), способствовал его браку с Анастасией Захарьиной.

Митрополит Макарий благославляет Ивана Грозного во время венчания на царство

В 1542 году по повелению Святителя Макария строится храм Святителя Николая.

В 1547 и 1549 годах созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. В связи с прославлением новых святых под руководством митрополита была проделана большая работа по составлении житий.

При нём, в 1551 году, состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, доминировавшим на Стоглавом Соборе, он не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель, продвигаемого протопопом Сильвестром.

Немало усилий свт. Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нём была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

После падения Избранной Рады в 1560 год Макарий, единственный из её членов, не был подвергнут преследованиям.

3 декабря 1563 года митрополит Макарий извещал государя, что по немощи намерен оставить митрополию и «отъити на молчалное житие» на место своего пострижения в Пафнутиев монастырь. Государь вместе с наследником явились на митрополичье подворье и умоляли его не оставлять митрополии. Только 21 декабря он дал согласие оставаться на кафедре, но через 10 дней, в последний день 1563 года владыка Макарий скончался. 1 января состоялось его погребение в Успенском соборе.

Канонизирован в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. Память - 30 декабря.

 

Примерное расположение святителей (1 – центр святительского ряда):

 

7

8

6

4

3

2

1

5

12

11

10

9

13