В современной Греческой Церкви существует очень необычный для нашего понимания образ великомученика Георгия Победоносца, на котором святой подкармливает дичью детенышей змея которого в последствии он умертвит.
Прокомментировал эту икону нам иерей Спиридон Гарнелиус, священнослужитель с острова Корфу который сопровождал десницу святителя Спиридона Тримифунтского при посещении Кубани. Данный образ малоизвестен, поскольку в каноне жизнеописания святого Георгия он появился относительно недавно. Эта икона призвана показать милосердие и сострадание Георгия к змею, которого ему придется вскоре убить, совершив очередное свое посмертное чудо, через которое громадный город уверует во Христа.
На первый взгляд такая икона может показаться несуразной, однако если провести аллегорическую аналогию с самим собой то многое может стать ясным. Змей – это, в духовном смысле олицетворение сил тьмы, которые побеждает Георгий. Однако объединили змея с сатаной люди, которые поклонялись ему как идолу и приносили кровавые жертвы, оставляя ему на съедение людей. Заметьте, люди не пытаются собрать армию из лучников и копьеносцев, что бы с расстояния напасть и уничтожить змея, и даже не пытаются подкармливать змея скотом, они обращаются к своим истуканам, а бесы обитавшие в идолах предлагают отдавать в жертву змею собственных детей. Любое живое существо на планете пытается защитить свое потомство даже ценой своей жизни. А жители Бейрута даже не пытаются отдать в жертву себя, а умерщвляют собственных детей.
Понятное дело, что при отсутствии пищи любое дикое животное выйдет из леса, своего логова, места обитания и направится к человеческому поселению. Это случается и сейчас. При чрезмерном отстреле животных, живущих в лесах, волки, вопреки природному страху, выходят из леса и нападают на деревни, поскольку испытываю голод. Так могут поступать и другие животные, одним из которых вполне возможно и был упомянутый нами змей. Все что нужно было змею это прокормить себя и своих детей. Так было поначалу, но когда у животного вырабатывается привычка, что человек покормит его в определенном месте и в определенное время и не надо охотиться, то любой хищник со временем начнет терять охотничий инстинкт или правильнее будет сказать навык к охоте. И все, что останется ему это ходить к человеку за пропитанием.
Наконец пришло время, когда люди начали осознавать неправильность своего выбора, а самое главное жребий уже пал и на дочь правителя. До тех пор пока бедствие лично не затрагивало сильных мира сего, они шли по пути наименьшего сопротивления. Именно в этот момент настало время благоприятное. Животное, следуя привычке, движется за жертвенной едой. Верой в Бога, осенив себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» великомученик Георгий побеждает змея. Видя свое чудесное спасение жители города уверовали во Христа и принимают Крещение.
Дивны дела твои Господи! Только представьте себе (в разных списках) от 25 000 до 240 000 человек становятся Христианами. Да по тем временам это то же, что если бы сейчас вся многомиллионная Москва без остатка стала бы полностью Христианской. Воистину великое чудо.
Да! Одним словом Георгий мог бы запретить змею нападать на город.
Но увидели бы тогда люди всю Славу Божию?
Сколько бы из них обратилось от идолопоклонства?
Наверное именно по этому змею необходимо было умереть. А Георгий, как друг Божий, ведь всех святых в Церкви принято называть так, был милосерден ко всем без исключения, не обращая внимания на чины и заслуги. Он жалеет даже потомство страшного чудища и проявляет заботу о нем, принося пищу.