Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
Группа в контакте Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Хуторское Казачье Общество "Курень Каширинский" Детская школа искусств "Овация" Здоровое поколение Кубани
14.03.26

Дни Белорусского кино

25 марта в городе Краснодаре прошло открытие фестиваля Белорусского кино, на открытие фестиваля были приглашены настоятель нашего храма иеромонах Спиридон (Федотов) и диакон Михаил Степанков.

Министерство культуры Республики Беларусь

Посольство Республики Беларусь в РФ (отделение в Ростове-на-Дону)

Министерство культуры Краснодарского края

ГАУК КК «Кубанькино»

 

Пресс-релиз

25-30 марта                                          ул. Ленина, 89

 

С 25 по 30 марта в кинозалах ГАУК КК «Кубанькино» пройдут Дни белорусского кино, организованные министерством культуры Краснодарского края, ГАУК КК «Кубанькино» при поддержке министерства культуры Республики Беларусь, Посольства Республики Беларусь в РФ (отделение в Ростове-на-Дону), предоставивших фильмы белорусских кинематографистов.

В церемонии открытия Дней белорусского кино,  которая состоится 25 марта в 18-30, примут участие представители министерства культуры Краснодарского края, Почетный  консул Республики Беларусь в Краснодарском крае Неверкевич Олег Владимирович, представители национальной общины, известные творческие коллективы: заслуженные артисты России и  Кубани  братья Константин и Сергей Чижаи, исполнительница белорусских народных песен Анна Осиюк, детский  танцевальный коллектив школы искусств «Овация» (художественный руководитель Ирина Губа).

В программу Дней белорусского кино нынешнего года включены фильмы молодых белорусских кинорежиссеров, снятых в 2009-2013 гг.: Ренаты Грицковой, Константина Лопушанского, Александра Ефремова, Александра Дебалюка.

Впервые  в программе наравне с игровыми фильмами представлены анимационные и  документальные киноленты, принадлежащие перу Галины Адамович, Анастасии Мирошниченко, Валерия Карпова, Зои Котович.

Отдельно следует остановиться на документальном фильме «Святая Римма» режиссера Валерия Карпова, посвященном жизни и подвигу героини Первой мировой войны Риммы Ивановой, единственной женщины – кавалера офицерского ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Это особенно актуально в год 100-летия Первой мировой войны.

В день открытия фестиваля зрители посмотрят молодежную комедию «Вот это любовь» режиссера Станислава Назирова.

        

Белорусский кинематограф

История развития национального кинематографа неразрывно связана с главной киностудией Белоруссии. Государственное управление по делам кинематографии и фотографии «Белгоскино» было образовано Постановлением СНК БССР от 17 декабря 1924 года (эта дата отмечается как День Белорусского кино). На первом этапе оно производило хроникальные и научно-популярные фильмы. В 1928 «Белгоскино» организовало студию художественных фильмов «Советская Беларусь», за отсутствием технической базы временно размещённую в Ленинграде. В 1939 году студия переведена в Минск.

Первый игровой художественный фильм «Лесная быль» был снят в 1926 году и посвящён борьбе белорусского народа с иностранными захватчиками в 1920-м году. Режиссёра Юрия Викторовича Тарича, создавшего эту экранизацию повести М. Чароты «Свинопас», называют основоположником Белорусского кино. До 1941 года студией игровых фильмов снято около 60 картин, среди которых: «Рубикон» (режиссёр В. В. Вайншток, 1930 год) – об английском матросе, проникшимся идеалами пролетарского единства; «Поручик Киже» (А. Файнциммер, 1934 год) – экранизация повести  по известному историческому анекдоту; «Путь корабля» (Ю. Тарич, 1935 год) – о спасении терпящего бедствие советского парохода; классика кинокомедии СССР «Девушка спешит на свидание» (М. Вернер и С. Сиделёв, 1936 год); лиричная романтическая история «Моя любовь» (В. Корш-Саблин, 1940 год); экранизация литературной классики «Медведь» и «Человек в футляре» (И. Анненский, 1938 и 1939 годы).

     В годы Великой Отечественной войны выпускались киножурнал «Советская Белоруссия» (с 1942 года), содержащий фронтовую хронику, «Белорусский киносборник» (В. Корш-Саблин и Ю. Тарич, 1942 год), фильм-концерт «Живи, родная Беларусь!» (1944 год), документальный «Освобождение Советской Белоруссии» (В. Корш-Саблин и Н. Садкович).

 

«Беларусьфильм» (1946—1991 годы)

В 1946 году студия получила своё современное название – «Беларусьфильм».

После войны большей частью выпускались документальные фильмы и киножурналы. Первой большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм о герое минувшей войны «Константин Заслонов» (В. Корш-Саблин и А. Файнциммер, 1949 год). Другие крупные работы также были посвящены народному подвигу в Великой Отечественной войне: «Третья ракета» (Р.Н. Викторов, «Через кладбище» (1965 год) и «Я родом из детства» (1967 год, оба – В.Турова), «Альпийская баллада» (Б.М.Степанов, 1966 год) и др.

В 1962 основан Союз кинематографистов Белоруссии.

С начала 1960-х годов значительное внимание уделяется как историческим фильмам: «Красные листья» (В. Корш-Саблин), «Москва  – Генуя» (А. В. Спешнев при участии В. Корш-Саблина и П. Н. Арманда), «Я, Франциск Скорина...» (Б. Степанов, 1970 год) и др., так и фильмам для детей и юношества: «Анютина дорога» (Голуб, 1968 год), «Мы с Вулканом» (В. Перов, 1969 год), «Город мастеров» (В. Бычков, 1965 год), «Иван Макарович» (И. Добролюбов, 1968 год).

В 1970-е годы в «Беларусьфильм» приходят новые режиссёры со свежими взглядами на кинематограф. Появляются фильмы хоть и заключённые в предписанные идеологические рамки, но творчески исполненные на высоком уровне: «Вся королевская рать» (Н. Ардашников и А. Гуткович, 1971 год; в дискуссии за право экранизировать одноимённый роман Роберта Пенна Уоррена студия «Беларусьфильм» одержала победу над «Мосфильмом» только благодаря личному вмешательству П. Машерова), политический памфлет «Вашингтонский корреспондент» (Ю. Дубровин, 1972 год), экранизация произведений Джека Лондона «Время – не - ждёт» (В. Четвериков, 1975 год) и В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха» (В. Рубинчик, 1979 год; позже картина будет названа «первым советским мистическим триллером»).

В Белорусском кино этого периода чрезвычайно ярко выделяются фильмы для детей и юношества: экранизация произведений А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» (Н. Калинин, 1973 и 1974 годы), «Последнее лето детства» (В. Рубинчик, 1974 год); мюзиклы по сюжетам сказок «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» (Л. Нечаев, 1975 и 1977 годы); «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (группа режиссёров, 1979 год).

В 1976 году к 50-ти летию выхода фильма «Лесная быль» создан и открыт Музей истории белорусского кино.

В 1980-е годы для национального кино были отмечены успехом многосерийной телевизионной эпопеи «Государственная граница» (6 фильмов Б. Степанов и 2 фильма Г. Иванов), дилогией «Полесские хроники» «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (В. Туров, 1981 год), авторским фильмом Элема Климова «Иди и смотри» (режиссёр и картина получили все главные призы Московского кинофестиваля 1985 года).

 

Белорусское  кино  с  1991  года

В 1995 году к 50-летию победы над фашизмом ЮНЕСКО составило список из 100 наиболее значимых фильмов мира о Второй мировой войне. В него вошла и белорусская картина Виктора Турова «Через кладбище».

В 1997 г. Указом Президента Республики Беларусь киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус Национальной.

1990-е годы отмечаются определённым застоем в творческих и экономических процессах национального кинематографа. Хотя в это десятилетие и выпущено более 60 полнометражных фильмов, однако в условиях социально-политических изменений большинство из них оказались невостребованными прокатными организациями. Из картин, которые имели успех на телевидении необходимо назвать: многосерийный фильм «Белые одежды» (Л. Белозорович,1992 год) по одноимённому роману В. Дудинцева, вторая и третья часть киноповести «Любить по-русски» (Е. Матвеев, 1996 и 1999 год). Наоборот, практически неизвестными оказались работы двух самобытных женщин-кинорежиссёров: драма межнациональных отношений «Я  – Иван, ты  – Абрам» (И. Зоберман, 1993 год) и сказка «Падение вверх» (Е. Трофименко, 1998 год), получившая несколько наград национальных и международных кинематографических мероприятий.

Одним из наиболее заметных периодов современного этапа развития национального кино стал 2007 год: «Беларусьфильм», по сообщению БЕЛТА, выпустила 7 художественных и 5 анимационных фильмов. Студия «Летопись» выпустила 29 документальных фильмов. За этот год фильмы киностудии участвовали в тридцати международных и региональных кинофестивалях и получили около 30 наград. Творческие успехи и появление положительных экономических результатов от производства и проката фильмов (прибыль за 2007 год составила эквивалент 520 тысяч долларов США) позволили говорить о преодолении этапа застоя Белорусского кинематографа. Похожие показатели были достигнуты и в 2008 — 2009 годах. Среди картин этих лет: «Родина или смерть» (А. Криницина, 2007 год), «Враги» (М. Снежная, 2007 год), «Кадет» (В. Дудин, 2009 год) и др.

При этом Президент Белоруссии А. Лукашенко во время визита в новый многозальный кинотеатр «Беларусь» в Минске в 2008 году раскритиковал белорусский кинематограф и заявил, что «тратить на него бюджетные средства, как это было до сих пор, нецелесообразно. Берите кредиты, снимайте фильмы. Снимете хороший фильм – мы это компенсируем. Вперед же деньги не получите».

Однако, говорить о возможности самостоятельного экономического «выживания» кинематографа Белоруссии к 2010 году нельзя. По мнению польского режиссёра Кшиштофа Занусси это объясняется объективными причинами: «страна, где 10 миллионов людей, не может рассчитывать на коммерческий успех своего кино. Коммерчески успешное кино может быть в Индии, в Америке, в России – в больших странах. Оперный театр тоже убыточен всегда, но это часть культуры и государство её поддерживает. Так должно быть и с кино в Беларуси». Учитывая экономическую ситуацию и мнения специалистов, глава государства принял решение о государственной поддержке национального кино и подписал Указ от 14 апреля 2011 г. №145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации», который устанавливает ряд налоговых льгот в сфере кинематографии.

Альтернативный кинематограф

Независимое кино Белоруссии, как художественное или социальное событие в национальном искусстве, проявляется достаточно редко и не систематически.

Некоторые критики первым независимым белорусским фильмом считают «Случай с пацаном» (С. Лобан, 2000 год), получившим Гран-при на московском фестивале «Любить кино». Бюджет съёмок составил эквивалент 1000 долларов. В основе сюжета – история молодого человека, постепенно приходящего к выводу, что «лучшие варианты жизненного пути в Белоруссии – сотрудничество с КГБ или оппозицией, финансируемой из западных источников» (в редакции газеты «Московский комсомолец»).

Можно упомянуть спорный фильм «Оккупация: Мистерии» А. Кудиненко, представленный на МКФ в 2004 году и 40-м фестивале в Карловых Варах. Взгляд режиссёра на события в западной Белоруссии времён ВОВ отличается от сложившейся культурной традиции героизации партизанской борьбы народа с оккупантами. Пересмотр истории заранее исключает положительный приём фильма большинством зрителей стран бывшего СССР. Режиссёр так описывает свою позицию: «Тема оккупации для Белоруссии – основная тема её существования, потому что наша страна всегда была под оккупацией – польская оккупация, российская, немецкая, французская…Все белорусы – партизаны, и тема партизан и войны – это святая для Белоруссии тема». Белоруссия отозвала у картины прокатное удостоверение, а обозреватель «Российской газеты» высказался, что «фотокадры из фильма выглядят как типичная развесистая клюква с опереточными партизанами».

 

 

 

 

Галина Валентиновна  Адамович

Родилась 19 октября 1969 года в г. Минске  

В 1994 закончила БГАИ по специальности "режиссура документального кино" (художественный руководитель – Виктор Дашук).

На "Национальной киностудии "Беларусьфильм" работает с 1995 года.

В 2007 году её фильм  «Заведёнка» назван лучшим национальным фильмом в Республике Беларусь.

 

 

 

Фильмография

Режиссер

1991  «Турусы на колесах»

1993  «Полюби меня черненьким»

1995  «Женский вопрос»

1996  «Фауст Арлена»

1996  «Музыка, помоги!»

1997  «Городу и миру»

1998  «Каникулы для сироты»

2000  «Линия отца»

2001  «Жили-были...»

2002  «Гений места»

2004  «Продолжение»

2004  «Боже мой»

2005  «Заведенка»

2006  «Мужское дело»

2007  «Мама придёт!»

2008  «Шчасце, Дорогие куклы»

2009  «Дар»

2010  «Лучше нас»

2010  «Маляваны рай»

 

 

Анастасия Мирошниченко

 

Дата рождения          10.11.1982

 

ОБРАЗОВАНИЕ:    

Минский профессионально-технический колледж

«Деловое администрирование»

Белорусская государственная академия искусств          

«Режиссура телевидения»

Академия последипломного образования

«Высшая школа рекламы»

 

 

Фильмография

2009  «Кинометры войны», документальный проект

2010  «Песни победы», документальный проект

2011  «Реальный мир», научно-популярный проект

2012  «Обратный отсчет», документальный проект

2012  «Фауст Радзивилла», документальный фильм

2012  «Легенды Несвижа»,  документальный фильм

 

 

Зоя Котович

 

Родилась 2 сентября 1951 года в г.Минске. В 1977 г. закончила филологический факультет БГУ. В 1987 г.  закончила факультет режиссуры в Институте театра, музыки и кинематографии в Ленинграде. 20 лет работала на Национальном канале белорусского телевидения.

 

Фильмография:

2006  «Судьба человека»

2006  «Дети Солнца»

2006  «Беженцы»

2007  «Близкие люди»

2009  «Кинометры войны»

2010  «Песни победы»

2012  «Красота спасет мир»

2012  «Марк Шагал. Нереальная реальность»

2013  «Белый танец»

 

 

Валерий Карпов

Продюсер, сценарист. С 1995 года – продюсер производственной группы «Слан Студио» (г. Минск): техническое обслуживание киносъемок, реклама, видеоклипы, презентационные фильмы, игровое кино, организация производства фильмов в Беларуси. С 2010 года продюсер и сценарист ООО «Открытое кино». Автор более десяти сценариев для фильмов и сериалов.

В 2013 году окончил курс «Продюсирование кино и телефильмов» NewYorkFilmAcademy (Москва).

 

Фильмография

2002  «Нескучные материалы»

2006  «Веселенькая история»

2013  «Один день из моей новой жизни»

2013  «Та еще семейка»

2013  «Дрянь»

2013  «Непохожая на всех»

 

 

Станислав Назиров

Окончил актёрский факультет ВТУ. им. Б.В. Щукина (курс А.Г. Бурова), и РАТИ факультет режиссуры драмы (курс А.А. Гончарова).

С 1993 по 2003 год играл в театре им. Маяковского.

Играл в таких спектаклях, как «Приключения Буратино», «Наливные яблоки», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

В Смоленском Русском Драматическом театре поставил спектакли:

«Шум за сценой», «Герой», «Сладкий сон без антракта».

Работал режиссёром программы «Русский экстрим».

Фильмография

роли в кино

2013  «Две зимы и три лета», Григорий Минин

2012  «Право на правду», Проскуряков

2012 «Бедные родственники», Игорь Степанович Лавровский

 

Режиссер

2013  «Вот это любовь!»

2012  «Подстава»

2011  «Ночной гость»

2010  «Школа для толстушек»

2010  «Счастливы вместе»

2010  «Наш домашний магазин»

2009  «Крем»

2009  «Котовский»

2008  «Широка река»

2007  «Право на счастье»

2006  «Все смешалось в доме...»

2005-2006  «Не родись красивой»

 

 

Рената Грицкова

 

Родилась 11 ноября 1963 года в г.Минск.

Белорусский режиссер, сценарист.

В 1994 году окончила театральный факультет Белорусской академии искусств.

С 1993 года работает на киностудии "Беларусьфильм".

 

Фильмография

Режиссер

2013  «Тайны следствия - 13»  Фильм № 1, Фильм № 2

2012  «Тайны следствия-12»

2011  «Катерина-3»,  Семья

2010  «Тихий центр» (Беларусь)

2009  «Инсайт» (Беларусь)

2007  «Буровая-2»

2004  «Маленькие беглецы» (Беларусь)

2001  «Ускоренная помощь 2» (Беларусь, Россия)

1998  «О том, как Колька и Петька летали в Бразилию» (Беларусь, короткометражный)

1995  «Бог» (Беларусь, короткометражный)

1992  «Утро очень хорошего зимнего дня. Симфония» (Беларусь, короткометражный)

Сценарист

1998  «О том, как Колька и Петька летали в Бразилию» (Беларусь, короткометражный)

1995  «Бог» (Беларусь, короткометражный)

1992  «Утро очень хорошего зимнего дня. Симфония»  (Беларусь, короткометражный)

 

 

Ефремов Александр Васильевич

Родился 1 мая 1951 года в городе Горьком (ныне - Нижний Новгород).

Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь

Народный артист Беларуси (2011)

Учился в Горьковском театральном училище, в 1976 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Александра Столпера).

С 1976 года - режиссер-постановщик киностудии "Беларусьфильм".

С 1991 года - художественный руководитель Театра-студии киноактера при к/с "Беларусьфильм".

В 1996 году возглавил в Белорусской академии искусств мастерскую режиссеров художественного кино.

С декабря 2001 по декабрь 2002 гг. исполнял обязанности председателя Белорусского союза кинематографистов.

С 2003 года - председатель Национального фестиваля белорусских фильмов.

С 2005 по 2006 гг. - генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм".

Им снят ряд документальных и видеофильмов, написано несколько сценариев, а в издательстве научной фантастики и приключений вышла его повесть "Детский сад".

Профессор Белорусской академии искусств, член Белорусского союза кинематографистов.

театральные работы

Режиссер

* Очень простая история

* Пигмалион

* Филумена Мартурано

* Айседора. Танец любви

* Миленький ты мой

* Таланты и поклонники

Актер

* Таланты и поклонники (Великатов)

призы и награды

* Приз "За лучшую режиссуру на Всесоюзном кинофестивале "Молодость-77"

(за фильм "Большая любовь Чередниченко Н.П. ");

* Картина "Родное дело" названа лучшей на современную тему на Всесоюзном параде молодых кинематографистов;

* Приз "За лучшую режиссуру" на Республиканском театральном фестивале "Маладзечанская сакавiца-96" (спектакль "Таланты и поклонники");

* Диплом Белорусского Союза Театральных Деятелей "За личный вклад в развитие театрального искусства Беларуси и талантливое художественное руководство театром" (2000 г.);

* Специальный приз Парламентского собрания Союза Белоруссии и России "За верность нравственным идеалам в киноискусстве";

* Диплом VIII Международного кинофестиваля стран содружества независимых государств и Балтии "Лiстапад-2001" "За верность нравственным идеалам в киноискусстве";

* Специальный диплом зрительского жюри "Серебро Лiстапада" за фильм "Поводырь" (2001 г.);

* Диплом о присуждении специальной премии Президента Республики Беларусь в отрасли кино и телевидения (2001 г.);

* Почетный знак Министерства культуры РБ "За значительный личный вклад в развитие белорусской культуры" (2001 г.);

* Диплом - "Специальный приз" Председателя горисполкома Н.П. Гордиевича обладателю приза "Хрустальный аист" "За лучший художественный фильм "Поводырь", г. Брест-2003 г.;

* Диплом - Приз "Хрустальный аист" "За лучший художественный фильм "Поводырь", г. Брест-2003 г.;

* Диплом Лауреата премии Федерации профсоюза Беларуси "За лучший художественный фильм "Поводырь", г. Минск-2003 г.;

* Приз "Феникс" на МКФ "Новое кино. XXI век" (за фильм "Дунечка");

* Лауреат Национальной премии "Телевершина";

* Приз Президента РБ "За гуманизм и духовность в кино";

* Приз «Лучшая режиссерская работа» на X Международном кинофестивале «Бригантина» - фильм «Рифмуется с любовью» (Бердянск, Украина, 2007г.)

Фильмография

роли в кино

2009  «Крах фаворита», Романов главная роль           

2006  «Рифмуется с любовью» (Беларусь)

2004  «Мужчины не плачу»

2004  «Женщины в игре без правил» (Беларусь, Россия)

2001  «Ускоренная помощь 2» (Беларусь, Россия)

2001  «Подари мне лунный свет»

2001  «Побег из Гулага»

1998  «Перекресток»

1997  «К берегу пятого океана»

1988 «Филиал»

1986  «Летние впечатления о планете Z»

1986  «Экзамен на директора»

1983  «Как я был вундеркиндом»

1982  «Полесская хроника»

1976  «Воскресная ночь»

Режиссер

2013  «Процесс»

2013 «Она не могла иначе» (Беларусь, Россия)

2011 «Немец» (Беларусь)

2011 «Лучший друг семьи»

2010  «Покушение» (Беларусь)

2009  «Снайпер. Оружие возмездие» (Россия, Беларусь)

2006  «Рифмуется с любовью» (Беларусь)

2005  «Дунечка» (Россия, Беларусь)

2001  «Поводырь» (Беларусь)

1990  «Наш человек в Сан-Ремо»

1986  «Экзамен на директора»

1982  «Давай поженимся»

1979  «Родное дело»

1977  «В профиль и анфас»

Сценарист

2001 «Проводы» (Беларусь)

Продюсер

2007 «Майор Ветров» (Беларусь)

 

 

 

Симм Пеэтер Лембит

Режиссер, сценарист, актер.

Родился 24 февраля 1953 года в Кивиыле Эстонской ССР.

Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1976, мастерская А. Столпера).

С 1976 года — режиссер и сценарист киностудии «Таллинфильм».

призы и награды

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру за 1982 год.

 

Фильмография

Роли в кино

1990  «Каждому своё»

1982  «Черная крыша»

1980  «Что посеешь»

1980  «Рождество в Вигала»

1979  «Голубой карбункул»

Режиссер:

2012   «Одинокий остров»  (Беларусь, Латвия, Эстония)

2007  «Георг»  (Россия, Эстония, Финляндия)

2005  «Достало!»  (Эстония, Германия)

2001  «Хорошие руки»  (Латвия, Эстония)

1994  «Американские горки»  (Венгрия, Франция, Эстония)

1989  «Человек, которого не было»

1987  «Танцы вокруг парового котла»

1985  «Обездоленные»

1982  «Арабелла - дочь пирата»

1980  «Что посеешь»

1978  «Стерео»

1978  «Гадание на ромашке»

1976  «Леший»

Сценарист

2012  «Одинокий остров»  (Беларусь, Латвия, Эстония)

2001  «Хорошие руки»  (Латвия, Эстония)

1994  «Американские горки»  (Венгрия, Франция, Эстония)

1982  «Арабелла – дочь пирата»

1978  «Стерео»  (короткометражный)

1976  «Леший»  (короткометражный)

 

 

 

Константин  Сергеевич  Лопушанский

Родился 12 июня 1947 г. в Днепропетровске.

Народный артист РФ (2007).

По первому образованию — музыкант. В 1970 г. окончил Казанскую государственную консерваторию по классу скрипки, после чего учился на факультете музыкальной режиссуры Ленинградской государственной консерватории (1973-76 гг.). В 26 лет получил степень кандидата искусствоведения. Преподавал историю исполнительского искусства в Казахской и Ленинградской консерваториях, работал редактором в Ленинградском Академическом Малом оперном театре.

Автор «Очерков по истории русской музыкально-критической мысли. 1825-1960 гг.» и нескольких оперных либретто.

В 1979 г. окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Эмиля Лотяну). Работал ассистентом у Андрея Тарковского на фильме «Сталкер». С 1980 г. — режиссер постановщик к/с «Ленфильм».

В 1991-1996 гг. возглавлял Христианскую киноассоциацию Санкт-Петербурга, действительный член Российской Академии Кинематографических Искусств «Ника», Заслуженный деятель искусств России (1997).

Свой первый фильм — к/м «Слезы в ветреную погоду» снял в 1978 г. Дипломная работа режиссера , к/м «Соло»(1980), многими была признана лучшим фильмом о блокаде, главного героя играл один из любимых актеров Тарковского Николай Гринько. Фильм «Соло» побывал на многих кинофестивалях и был удостоен Гран-при МКФ документальных и короткометражных фильмов в Бильбао (Испания).

Ученик Андрея Тарковского, последовательно проводящий в своем творчестве духовные и эстетические принципы мастера, Константин Лопушанский — один из немногих российских режиссеров , в отношение которых применимо понятие «авторский кинематограф». Называя себя «убежденным и непереубежденным приверженцем тотального авторства», Лопушанский не приемлет компромисс в любом его виде и, прежде всего, по отношению к себе. Он ставит перед собой сложнейшие художественные задачи, каждый его фильм — свидетельство интеллектуального труда и глубоких личностных переживаний. Эстетические ориентиры режиссера — Ингмар Бергман, Робер Брессон, Кэндзи Мидзогути. Место духовного и художественного поиска — Россия. «Органичная черта русской культуры — космизм, стремление в одном произведении дать образ Вселенной, метафору Истории, — пишет критик Михаил Трофименков в журнале «Сеанс». — Без этого качества наша культура утратит ту яркость, истовость, которую ищут в ней затосковавшие обитатели «цивилизованного мира». Константин Лопушанский — режиссер , который взвалил на себя эту «предельную» функцию. Она идет ему, она — к лицу».

Уже первый полнометражный фильм Константина Лопушанского «Письма мертвого человека» (1986) стал событием всесоюзного и даже мирового масштаба. Мрачная, сложная по стилистике антиутопия о последствиях ядерной войны имела кассовые показатели в 9,1 млн., — поразительный результат для фильма-притчи-пророчества, предназначенного не для развлечения, а для тяжелого размышления. Но картина была созвучна времени и настроению людей, — «Письма» вышли через год после трагедии в Чернобыле и на исходе «холодной войны». Этот фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1986-1987 гг., собрал множество престижных наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. В 1987 г. сорокалетие Константина Лопушанского совпало с присуждением ему Гос. Премии РСФСР им. братьев Васильевых. Получил Гос. Премию и сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.

В разгар перестройки, когда отечественный кинематограф увлеченно живописал злободневные сюжеты, Лопушанский пытался понять природу зла метафизического и снял свой второй полнометражный фильм «Посетитель музея» (1989, копродукция с ФРГ и Швейцарией) — религиозную притчу о поиске истины и смысла, о жертвенности и фанатизме, о вечном противостоянии добра и зла. В этом фильме режиссер выступил не только как вдумчивый и честный автор, идущий «до конца», но и как профессионал, способный справиться со сложной постановочной и морально-этической задачей (в эпизодах с массовкой снималось более тысячи реальных сумасшедших людей). Фильм удостоился высокой оценки критики, жил насыщенной фестивальной жизнью, получил множество призов, среди которых Гран-при и Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз «Серебряный Георгий» и Приз экуменического жюри МКФ в Москве.

«Русская симфония» (1995) — третья картина Константина Лопушанского , которая обозначила новый этап в творчестве режиссера . Сохранив неизменный лейтмотив Апокалипсиса, «свидетель обвинения» русской интеллигенции « Константин Лопушанский впервые «впустил» в свое кино жизнь, хаотичную и раскаленную, порой неизмеримо более фантастическую, чем любые режиссерские построения...» («Новейшая история отечественного кино»). Критика обнаружила «в склонном к мессианству режиссере » сомневающегося, рефлектирующего художника, «способного к неожиданной эволюции». Мировая премьера состоялась на МКФ в Монреале в сентябре 1994г. Но международных наград было уже меньше, фактически только Приз экуменического жюри на берлинском МКФ.

К следующему проекту «Конец века» режиссер шел несколько лет. Сценарий, написанный в 1996 г., в период общероссийского малокартинья, был отвергнут Госкино, где его сочли слишком дорогим. В то же время интерес к Лопушанскому на Западе по-прежнему не остывал. В то время как отечественные телекомпании довольно прохладно относились к фильмам Лопушанского , французы, принимавшие финансовое участие в «Русской симфонии», показали картину в прайм-тайм по каналу ARTE, его ретроспективы проходили по всей Европе в кинотеатрах и на ТВ.

Тем не менее, в 2002 г. «Конец века» был снят. В этом «нетипичном», практически камерном, самом неожиданном своем фильме, построенном как история взаимоотношений матери и дочери, режиссер размышляет о вещах жестоких и неизбежных: любви, революции, истории, человеческой памяти. В отличие от предыдущих картин-метафор, «Конец века» — реальная история, где, по словам режиссера , при всем количестве аллюзий «читать надо только то, что происходит на экране». Интересно, что в фильме снимались сразу два театральных режиссера – Роман Виктюк и Светлана Свирко. Премьера «Конца века» прошла в Америке, в 2001 г. на фестивале «Теллурайд-фильм», которым руководит продюсер Фрэнсиса Форда Копполы Том Ладди. В России картина получила несколько фестивальных наград и вошла в число фильмов, рассматривавшихся Комиссией Национальной академии кинематографических искусств и наук по выдвижению на премию «Оскар».

В мае 2004 г. в кинотеатре «Родина» (Санкт-Петербург) прошла первая российская ретроспектива Константина Лопушанского.

В мае 2006 режиссер завершил работу над фильмом «Гадкие лебеди» по повести братьев Стругацких (пр-во «Proline-film»).

 

Фильмография

Участие в фильмах

2011 «Ролан Быков:Я вас, дураков, не брошу!»  (документальный)

2010 «Культурный слой»  (документальный)

2009  «Документальная камера»  (документальный)

Режиссер:

2013  «Роль»

2006  «Гадкие лебеди»

2001  «Конец века»

1994  «Русская симфония»

1989  «Посетитель музея»

1986  «Письма мертвого человека»

1980  «Соло»  (короткометражный)

1978  «Слезы в ветреную погоду»  (короткометражный)

Сценарист

1978  «Слезы в ветреную погоду»  (короткометражный)

2013  «Роль»

2006  «Гадкие лебеди»

2001  «Конец века»

1994  «Русская симфония»

1989  «Голый»  (короткометражный)

1986  «Письмо мертвого человека»

1980  «Соло»  (короткометражный)

Продюсер

2001 «Конец века»

 

Александр Дебалюк

Фильмография

роли в кино

2010  «Масакра»  (Беларусь

2008  «Краповый берет»  (Беларусь)

2002  «Битва пяти воинств»  (Беларусь)

Режиссер

            2013  «Бобруйск – Дакар»  (Беларусь)

2009  «Разбитая судьба»  (Беларусь)

сценарист

2009  «Разбитая судьба»  (Беларусь)

2008  «Краповый берет»  (Беларусь)

продюсер

2003  «Оккупация. Мистерии»  (Беларусь, Нидерланды)

Ждём вас:
ГАУК КК «Кубанькино»
г. Краснодар, ул. Ленина, 89

Справки по тел.: 262-35-72 , 8 (918 ) 375-67-22  Сухачёва Елена Максимовна