Свято-Георгиевский храм хутор Ленина города Краснодара
12.12.27

Почитание на Руси

Киевский князь Ярослав Мудрый, получивший в крещении имя Георгий, основал в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве, освященную митрополитом Иларионом между 1051 и 1054 гг. В этой церкви проводились хиротонии русских епископов. День освящения храма - 26 нояб.- стал общерусским праздником: в проложном сказании говорится, что Ярослав Мудрый «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». Праздник, получивший в народе название осеннего Юрьева дня, был связан с завершением сельскохозяйственного цикла и позднее с переходом крестьян от одного господина к другому.

В соборе Св. Софии в Киеве один из приделов был посвящен Георгию, в нем сохранились росписи с житийным циклом святого. Из многочисленных церквей и монастырей Древней Руси, построенных в честь великомученика, наиболее известны Юрьев монастырь в Новгороде, в котором в день памяти святого служил новгородский владыка, церкви во имя вмч. Георгия в Старой Ладоге и в Юрьеве-Польском. Георгиевский придел существовал в Благовещенском соборе в Кремле. В 1626 г. в ц. Ризоположения в Кремле патриархом Филаретом был устроен придел во имя вмч. Георгия.

Вмч. Георгий. Икона из Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде. 30-е - 40-е гг. XII в. (ГТГ)

Помимо широко распространенных переводных чудес Георгия известно оригинальное древнерусское произведение - «Чудо о слепце», включенное в состав «Сказания, страсти и похвалы святых мучеников Бориса и Глеба». В нем повествуется о том, как один живший в Вышгороде слепец ходил в церковь во имя вмч. Георгия и молил святого о прозрении. Георгий явился ему во сне и велел идти к мощам Бориса и Глеба, где тот и получил исцеление.

В 1271 г. князь Довмонт с псковичами «пособием Святыя Троицы и славнаго великаго воина Георгия» победили немцев на реке Мироповне. Покровителями русского войска во время Куликовской битвы (1380) выступили Георгий, вмч. Димитрий Солунский и святые князья Борис и Глеб.

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты, граффити. Помимо таких известных государственных деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и др.

При царе Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены 2 каменных барельефа с изображениями Г., убивающего змея (в 1464), и вмч. Димитрия Солунского (в 1466). В 1527 г. возле Фроловской башни была построена церковь во имя вмч. Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого. В 1497 г. изображение всадника, поражающего копьем дракона, появляется на печати Иоанна III. Несмотря на иконографическое сходство, его отождествление с Георгием остается спорным. Предполагают, что всадник символизирует государя-триумфатора. В XVI-XVII вв. иностранцы воспринимали данное изображение как герб Московского государства. Официальное утверждение российского герба - двуглавого орла с 3 коронами над головами и изображением воина, побеждающего дракона, на груди - состоялось в правление царя Алексея Михайловича: к 1667 г. относится первое описание герба, к 1672 г.- составление первого российского Гербовника - Титулярника 1672 г. При Петре I (с 10-х гг. XVIII в.) всадник начинает именоваться Георгием Победоносцем. В 1712 г. на знаменах Московского пехотного и драгунского полков было помещено изображение Георгия. К 1-й пол. XVIII в. относится создание городских гербов, в качестве эмблемы Москвы выступает то двуглавый орел, то Георгий. Официально герб Москвы с изображением Георгия на коне, поражающего копьем змея, был утвержден 20 дек. 1781 г.

На Руси бытовало всенародное почитание Георгия как змееборца, покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. С днем празднования памяти Георгия 23 апр. у крестьян совпадал первый выгон скота в поле, сопровождавшийся разными обрядами (в т. ч. лепили из теста, глины или воска фигурки лошадей, коров и овец). Как покровитель земледельцев и скотоводов Георгий стал восприниматься еще в домонгольский период. Известны многочисленные духовные стихи о мучениях Георгия и реже о его битве с драконом. Образ Егория Храброго является одним из наиболее ярких, созданных крестьянским поэтическим творчеством.

В Нямецком Вознесенском монастыре находилась выносная (литийная) икона Божией Матери, на оборотной стороне которой был изображен стоящий Георгий, поражающий копьем змея. По названию монастыря эта икона именуется Нямецкой. В правление молдавского господаря Георге Стефана (1653-1658) от нее многократно совершались чудеса (преклонение до земли во время крестного хода в престольный праздник и хождение по воздуху), зафиксированные архим. Иоанникием (Галятовским) в кн. «Небо новое с новыми звездами».

В описях Образной палаты (1669) Московского Благовещенского собора (1680-1681) и Успенского собора (1701) упоминаются частицы мощей и кровь Георгия. В описи Новгородского Софийского собора (1749) указан ковчег с мощами святых, в т. ч. Георгия. В настоящее время частицы мощей Георгия хранятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В 1998 г. мэр Москвы Ю. М. Лужков передал Патриарху Алексию II частицу мощей Георгия, испрошенную в дар в Лидде у Иерусалимского Патриарха Диодора. В настоящее время привезенная из Лидды частица мощей находится в храме во имя вмч. Георгия на Поклонной горе. С 22 авг. по 28 сент. 2005 г. в Россию для поклонения была привезена часть мощей Георгия, хранящаяся в афонском монастыре Кутлумуш.